Развлечения без проблем

7 Янв 2006
15,427
4
38
36
Драхелас!
#1
Шустрил интернет по поводу законности чаевых, включенных в счет, и наткнулся на вот такую вот статью на сайте ОЗПП (Общество Защиты Прав Потребителей) (про чаевые в самом конце :))

На улице все холоднее, выезды на природу мы заменяем дружескими посиделками в кафе или просмотром фильмов. Но не всегда поход в ресторан или кинотеатр проходит гладко.

На каком основании могут не пустить в кафе, ночной клуб или кинотеатр?

Подобные заведения потому и называются публичными, что открыты для всех граждан без исключения. Поэтому, отказывая кому-либо во входе, владельцы нарушают закон (ст. 426 ГК РФ). Кроме тех случаев, когда по объективным причинам услуга не может быть оказана, например заняты все столики, пояснил «Труду-7» юрист московского правозащитного центра Михаил Салкин. Или же в заведении действует система членства.

Что касается ситуаций, когда охранники заявляют потенциальному клиенту, что тот не прошел фейсконтроль, то здесь есть нюанс. Увеселительные заведения имеют право издавать внутренние правила, в которых может быть прописан в том числе и внешний вид посетителей. Тогда придется подчиниться требованиям охранников и поискать другое место. Но аргумент, что охраннику просто не понравилась ваша одежда, не принимается. Позовите администратора и попросите объяснить, в чем дело. Попросите показать документ, в котором указано, кому и в каком виде вход запрещен.

Имеют ли охранники право досматривать личные вещи и требовать сдать их на хранение?

Охранники кафе или ночных клубов сотрудниками правоохранительных органов не являются. Поэтому требовать от клиентов открыть при входе сумку они не имеют права. Охранники могут лишь попросить показать, что вы несете с собой. А вы имеете право отказаться. Но не пропустить вас внутрь из-за этого нельзя. То же самое и с требованием обязательно сдать вещи на хранение.

В каких случаях администрация может потребовать от клиента покинуть заведение?

Только в крайних. Например, начался пожар, наводнение, отключили свет или поступило сообщение о заложенной бомбе. Или кто-то из посетителей затеял драку. Или именно вы стали источником неприятностей, устроив драку.

Если посетитель пьян, то его могут переправить в вытрезвитель, но сделать это могут только правоохранительные органы. Если в правилах посещения заведения написано, что посетитель в дурно пахнущей или пачкающей одежде не имеет права находиться на территории, его тоже могут выпроводить.

Несет ли администрация кафе, ночных клубов, кинотеатров ответственность за вещи посетителей, оставленные в гардеробе или сданные на хранение?

Да. Хотя практически в любом увеселительном заведении можно увидеть объявления такого рода: «Администрация ответственность за оставленные вещи не несет». Но при этом от посетителей требуют сдавать вещи в гардероб.

Как пояснила «Труду-7» юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова, владельцы в этом случае попросту пользуются юридической неграмотностью граждан. По закону (ст. 924 ГК РФ) организация обязана проследить за вещами, сданными ей на хранение. Если вещи пропали, можно вызвать милицию и задокументировать факт кражи. Параллельно оформляйте письменную претензию с описью пропавшего и его стоимостью и требуйте компенсацию у администрации заведения. В таких вопросах хорошо помогает обращение в муниципальный отдел по защите прав потребителей. Если ваши требования не завышены, то чиновники помогут быстро и без суда уладить вопрос.

Законно ли требование оплатить штраф за потерянный номерок из гардероба?

Нет. Заведение может потребовать с растеряхи только реальный убыток, то есть саму стоимость номерка, которая вряд ли превышает 20–40 рублей. Но и эту стоимость администрация заведения должна подтвердить документально. Ни того ни другого руководство, как правило, сделать не может. Как уточнил Михаил Салкин, отказ платить штраф за утерю номерка не является основанием для того, чтобы не отдавать вещи клиенту. Правда, вас могут попросить дождаться, пока все посетители разойдутся, чтобы убедиться, что вещь действительно ваша.

Если же администрация настаивает на своем, пишите в книге жалоб и предложений, требуйте связаться с руководством. В крайнем случае вызывайте милицию — правда на вашей стороне.

Почему в кинотеатр нельзя пройти со своими напитками и едой?

«На самом деле в кинотеатр со своими напитками или едой можно. Объявление, вывешенное рядом с кассой, — это не документ», — пояснил «Труду-7» Михаил Салкин.

Но, с другой стороны, кинотеатры, также как и кафе и ночные клубы, могут устанавливать собственные правила посещения, обязательные для зрителей. (п. 25 Правил по кинообслуживанию населения).

В этих правилах кинотеатра может быть прописано, что со своими напитками или едой человек не может пройти в зал. Только в этом случае подобное условия становится обязательным. Если такой документ вам не покажут — проходите со своими чипсами, остановить вас не имеют права.

Могут ли охранники задержать посетителя до приезда милиции или руководства заведения?

Ни в коем случае. Охранники не имеют права удерживать посетителя, мешать его передвижению и другим действиям, не противоречащим действующему законодательству и правилам внутреннего распорядка. Все эти громилы в черных костюмах на самом деле существа совершенно бесправные. Если вы ведете себя смирно, они не имеют права даже прикасаться к вам. А если разбушевались, то могут оттеснить к выходу — не оттащить, а именно оттеснить. Все.

Если вас скрутили и не выпускают, ожидая милицию, обзаведитесь свидетелями, которые подтвердят это. Вы легко можете засудить организацию и её охранников, так как они ограничили ваше конституционное право на свободное перемещение. А если задержат надолго, то можно впаять и похищение человека.

Насколько законно требовать с посетителей компенсацию за разбитую посуду или другую порчу имущества?

Рестораны, бары и кафе в последнее время стали составлять так называемое конфликт-меню. В нем указано, к примеру, что за разбитый фужер придется заплатить 200 рублей, а за сломанный стул — 1000 рублей. «Возместить нанесенный ущерб посетитель обязан. Ведь посуда, как и другое имущество организации, — это её собственность», — рассказал юрист Сергей Ольховский.

Другой вопрос — расценки, которые зачастую в разы превышают реальную стоимость имущества. Требовать с провинившегося клиента можно столько, сколько стоил фужер или стул. И вам обязаны предъявить документы, в которых обозначена закупочная цена поврежденных предметов.

Законно ли, когда в счет сразу включают чаевые? Можно ли требовать убрать из счета эту строку?

Отдавать эту сумму надо лишь в том случае, если администрация заранее предупредила, что работа официанта оплачивается отдельно. Информация об этом должна быть размещена либо на видном месте при входе, либо в меню.

Если в меню нет ни слова об этом, а в счете есть строка «обслуживание», то клиент обязан заплатить лишь за стоимость блюд и ни копейкой больше. Чаевые — дело добровольное.

 
Последнее редактирование: