Великая сила радио или как напугали Америку

#1
Вот опять наткнулся на интересную статейку в "Русском репортере":smile:, .....". 66 лет назад, 30 октября 1938 года, в эфире американской радиостанции CBS началась трансляция радиоспектакля по мотивам фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров». Великий актер и режиссер Орсон Уэллс решил осовременить пьесу, перенести действие в США и стилизовать под прямой репортаж с места событий. Это решение, будучи претворено в жизнь, посеяло в американском обществе, принявшем сообщение о высадке марсиан за чистую монету, невиданную панику и едва не стоило жизни самому создателю радиоспектакля. Так впервые в истории человечество в полной мере ощутило на себе всю силу власти средств массовой информации в целом и прямого эфира в частности.
30-е годы прошлого века, когда эра телевидения еще не настала, были временем тотального господства радиовещания, предлагавшего своим слушателям новости, биржевые сводки, тематические программы, концерты, трансляции спортивных состязаний, праздников и военных парадов, а также радиоспектакли. Радиопьесу «Война миров» сценарист Говард Кох написал специально для радиотеатра «Меркурий», подразделения компании CBS. По ходу дела Орсон Уэллс, желая оживить текст, предложил ряд нововведений. Действие из Англии было перенесено в Америку. Первые корабли марсиан, из которых появлялись боевые треножники, приземлялись на окраине реально существующей деревни Гроверз-Милл, штат Нью-Джерси. Наконец возникла идея стилизовать спектакль под прямой репортаж о реально происходящих событиях. Для того чтобы придать постановке подчеркнуто репортажный характер, сцены должны были перемежаться с прогнозами погоды, информацией о биржевых котировках и выпусками «новостей», содержащими изложение развития событий в связи с высадкой марсиан. Еще более изощренной была идея время от времени прерывать радиосигнал, создавать в эфире «помехи» и заполнять паузы минорной фортепианной музыкой. Со всеми этими задачами мастерски справился звукооператор Пол Стюарт, собравший целую фонотеку специальных шумовых эффектов.
30 октября 1938 года в 20.00 по нью-йоркскому времени из радиоприемников прозвучала заставка: "CBS представляет Орсона Уэллса и радиотеатр «Меркурий» в радиопостановке по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров». Этот текст услышали лишь 3% от 6-миллионной вечерней аудитории Атлантического побережья США, поскольку рейтинг радиопостановок был крайне низок. Между тем на соседней волне в 20.00 началось популярнейшее, с рейтингом 34,7%, «Шоу Эдгара Бергена и Чарли Маккарти». В 20.13 в нем был объявлен перерыв, и 6 миллионов слушателей повернули ручки приемников, услышав голос «диктора»: «Леди и джентльмены! Только что мне в студию принесли телеграмму с места событий в Гроверз-Милл… Секунду… Вот: по крайней мере 40 трупов найдено в поле к востоку от деревни. Все тела обуглены и изуродованы до неузнаваемости». Когда же в эфире вдруг возник сыгранный Уэллсом «директор Принстонской обсерватории», сообщивший о высадке в штате Нью-Джерси вооруженных тепловыми лучами марсиан, по всей Америке началась паника, охватившая около двух миллионов человек.
Сотни тысяч людей бросили свои дома и бежали из городов. В Нью-Джерси огромные очереди жаждущих причастия и отпущения грехов выстроились перед исповедальнями. Во всех храмах Гарлема прихожане пали на колени. На Стейтен-Айленде бросилась врассыпную огромная свадебная процессия. В синагогах Бруклина было провозглашено о наступлении часа Армагеддона. В Индианаполисе некая женщина вбежала в церковь с криком: «Покайтесь, ибо настал конец света!» Паника усиливалась еще и тем, что напуганные операторы офиса CBS, принимая тысячи обрушившихся на них телефонных звонков, на каждый из них отвечали стереотипной фразой: «Извините, мы не располагаем информацией на этот счет». Лишь около 10 часов вечера конкурирующие радиостанции стали выступать с разъяснениями происходящего. Готовились экстренные выпуски газет. На Таймс-Сквер появилась бегущая строка: «Орсон Уэллс напугал всю страну!» Перед зданием CBS собралась огромная толпа, в которой раздавались призывы взорвать радиостанцию и линчевать Уэллса, повесив его на ближайшем фонаре. Для охраны здания пришлось вызвать конную полицию. Между тем находившийся в студии Уэллс и не подозревал о происходящем за ее стенами. Он завершил программу фразой: «Итак, до свидания. Если сегодня в вашу дверь позвонят, а за порогом никого не окажется, знайте: это не марсиане, это Хэллоуин!» Сразу вслед за этим ему предстояло отправиться на репетицию спектакля «Смерть Дантона», однако его участие в ней не состоялось: едва выйдя из аппаратной, актер понял, что он натворил, и остался ночевать в офисе радиостанции.
События 30 октября 1938 года показали, какой могучей властью над умами могут обладать средства массовой информации и коммуникации и как это влияние могут использовать люди, распоряжающиеся информационными потоками. Три года спустя Уэллс стал режиссером, продюсером, соавтором сценария и исполнителем главной роли в фильме «Гражданин Кейн». Эта эпическая история крупнейшего газетного магната Америки, любимым утверждением которого было: «Достаточно большой заголовок делает большой любую новость», — регулярно признается лучшими кинокритиками мира величайшим произведением киноискусства всех времен и народов. Что же касается радиопьесы «Война миров», то ее запись и подробные репортажи о сопутствующих эффектах были тотчас доставлены в Берлин и тщательно изучены одним из величайших манипуляторов общественным сознанием, рейхсминистром пропаганды Йозефом Геббельсом. Радио министр предпочитал всем прочим инструментам влияния и лично заботился о том, чтобы в доме каждого немца имелся дешевый, но надежный радиоприемник VE 301 Volks-empfanger. Подданным рейха вменялось в обязанность постоянно слушать радио, поэтому между собой они нелестно именовали «народный приемник» Goebbels Schnauze – «пасть Геббельса».