Владимир Пасичнюк: мне нечего скрывать!

#1


Минувшей весной по имиджу ключевого борца с преступностью на Ямале был нанесен фатальный удар. Российские интернет-издания начали публиковать компрометирующие сведения о генерал-майоре милиции, начальнике УВД по ЯНАО Владимире Пасичнюке.
Информационную кампанию гонений на высокопоставленного силовика открыло интернет-издание. Её охотно подхватили другие СМИ, в том числе и в УрФО. И хотя часть публикаций была снабжена такими оговорками, как «якобы», «проверенный источник» и даже «заказной материал», разговоры о скорой отставке ямальского «оборотня в погонах» стали обыденной реальностью. Журналисты писали, что в отношении Владимира Пасичнюка проводится служебная проверка, что он под «колпаком» у коллег, перечислялись его преступные деяния. А потом он и вправду ушел якобы по собственному желанию. А еще через какое-то время министр внутренних дел упомянул о его уходе в свете борьбы с коррупцией. Учитывая, что Владимир Пасичнюк в самый критический момент не стал комментировать разоблачительные публикации, у многих на Ямале сложилось мнение, что ему просто нечего возразить. Мне, как журналисту, специализирующемуся на правовой тематике, не раз задавали вопросы: где находится бывший начальник УВД и правда ли, что он уже в Лефортово? Если кто-то ставил задачу поставить крест на громком имени, он, пожалуй, добился своей цели.
ГЕНЕРАЛ ПАСИЧНЮК ЗАГОВОРИЛ
В начале прошлой недели я получил телефонный номер Владимира Пасичнюка и его согласие на беседу. Сегодня у читателей «Красного Севера» есть уникальная возможность узнать, что происходило последние месяцы с карьерой бывшего начальника УВД по ЯНАО, из первых уст.
Для тех, кто не жалует Интернет, поясним, что есть три главных обвинения, которые, со слов журналистов, вменялись Владимиру Пасичнюку. Приоткроем тайну: эти обвинения не выдумка специалистов желтого жанра. Есть вполне конкретный гражданин (бывший сотрудник ОВД), который еще летом прошлого года обратился в Следственное Управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по ЯНАО с заявлением о неправомерных действиях начальника окружной милиции…
Итак, обвинение первое, широко обсуждавшееся в СМИ: в марте 2005 года Владимир Пасичнюк издал незаконный приказ №126 об изменении учредителя ГУ УГПС УВД по ЯНАО. Этим самым он якобы помог хорошо известному на Ямале Борису Герштейну увести в неизвестном направлении четыре миллиарда внебюджетных средств со счетов пожарной службы.
Обвинение второе: за помощь в уводе внебюджетных миллиардов Владимир Пасичнюк якобы «получил от главного пожарного шикарную двухуровневую квартиру в Салехарде». Журналисты даже описали её довольно точно: 140 квадратных метров площади и цена – почти шесть миллионов рублей.
И наконец, третье обвинение: милицейский генерал с Ямала транжирил бюджетные средства. Он якобы заказал в Тюмени яхту класса «люкс» с бассейном и прочими атрибутами роскоши стоимостью восемь миллионов рублей.
Теперь самое главное: в нашей беседе Владимир Пасичнюк «признался» и в том, что 126-й приказ подписал, и в том, что живет в элитной квартире, которая когда-то принадлежала пожарным, и в том, что был заказ на дорогое судно. Я так пишу, чтобы читателям было проще понять современную технологию информационной войны.
БЕСЕДА В ЭЛИТНОЙ КВАРТИРЕ
Я поднялся на лифте на шестой этаж известного в Салехарде «здания с часами». Владимир Пасичнюк проводил меня в зал.

Квартира у него действительно хорошая: многокомнатный простор сочетается с обстановкой без излишеств, лесенка на второй уровень подчеркивает домашний уют. Кстати, рыночная стоимость таких апартаментов явно зашкаливает за шесть миллионов. Но не спешите завидовать! С учетом того что квартирный вопрос испортил не только москвичей, разоблачать своих недоброжелателей Владимир Пасичнюк начал именно с истории происхождения элитного жилья:
– Когда в декабре 2004 года я прибыл в Салехард, свободного жилья в городе не было, как не было еще многих микрорайонов. Ожидалась сдача «цветного» дома на улице Чубынина, мне предлагали там квартиру, но я не мог ждать. Я, как порядочный руководитель, приехал со всей семьей, и мне нужно было оперативно решить жилищную проблему. Я обратился в окружную администрацию с просьбой выделить мне и моей семье жилье. Начался поиск подходящей квартиры. Управляющий делами администрации ходатайствовал перед УГПС округа о предоставлении администрации ЯНАО квартиры в уже построенном доме. При этом округ давал УГПС гарантии возвращения пожарным равноценного жилья. То есть фактически квартиру я получал не от пожарных и даже не от округа. Я, как и многие другие салехардцы, заключил договор найма жилого помещения с МУ «Салехардская дирекция единого заказчика» на основании распоряжения администрации города от 25 февраля 2005 № 162-р. Теперь о важных нюансах, связанных с этим договором. Во-первых, этот договор действует с 25 февраля 2005 года, а пресловутый 126-й приказ, с которым СМИ увязали исчезновение четырех миллиардов бюджетных средств пожарных, подписан мной третьего марта. Во-вторых…
Владимир Пасичнюк продемонстрировал мне оригинал договора найма жилого помещения. Самое интересное в этом документе отмечено в пунктах 1.2 и 7.1. Там черным по белому написано, что договор заключен на 5 лет, то есть до 24 февраля 2010 года. Также в договоре содержится самая нелюбимая многими горожанами норма: «наниматель не вправе приватизировать жилое помещение», – написано там.
– По истечении срока договора эта квартира будет освобождена, – сказал Владимир Пасичнюк.
Клинки бутафорские, зато ими можно фехтовать с внуком.
Иконы здесь не дань моде.
КОМУ ПРЕЗИДЕНТ НЕ УКАЗ
Происхождение 126-го приказа, по мнению ряда СМИ, окутано криминальной тайной. При этом как-то не заостряется внимание на том, что приказ появился во исполнение… Указа Президента РФ! Еще 9 ноября 2001 года (задолго до приезда В.С. Пасичнюка на Ямал) Владимир Путин подписал Указ о реорганизации, а по сути – о переподчинении ямальских пожарных из милицейского ведомства МЧС России. Реорганизация должна была быть совершена еще до 1 января 2002 года!
Вот как описывает события марта 2005 года Владимир Пасичнюк:
– Ко мне обратился начальник ГУ МЧС РФ по ЯНАО Юрий Хорошилов, от него я узнал, что президентский Указ о реорганизации до сих пор должным образом не исполнен. Почему так случилось, он не мог ничего пояснить. Хорошилов понимал, что необходимо принять срочные меры к исполнению Указа Президента, тем более что с 1 января 2002 года де-факто УГПС и так уже являлось составной частью МЧС и не подчинялось УВД. Хорошилов представил мне на рассмотрение проект приказа о реорганизации, и после проверки этого документа юристом УВД я поставил на нем свою подпись. Здесь важно понимать и то, что даже в то время, когда УГПС было составной частью УВД (т.е. до 2002 года), с точки зрения бухгалтерии и хозяйственной деятельности, распоряжения движимым и недвижимым имуществом, это была независимая от окружной милиции структура.
Поэтому, когда журналисты пишут о пропаже четырех миллиардов, мне остается только недоумевать: а я-то здесь при чем? Я даже не знаю, была ли на счетах у пожарных такая сумма денег!
Владимир Сергеевич продемонстрировал копию документа о результатах проверки, которая проводилась в отношении него СУ СК при Прокуратуре РФ по ЯНАО. Началась эта проверка, как уже было сказано, с заявления одного недобро настроенного по отношению к нему гражданина. Исследовав суть вопроса, следователь заключает: «Таким образом, действия Пасичнюка В.С., подписавшего приказ № 126 от 03.03.05 г. «Об изменении учредителя и внесении изменений в устав ГУ УГПС УВД ЯНАО», не содержат признаков преступления, предусмотренного ст. 285, 293 УК РФ».
Ну что по этому вопросу еще можно добавить?
ВСТРЕЧИ С ГЕРШТЕЙНОМ
– С Герштейном я общался два раза в жизни. Первая, очень короткая встреча произошла в апреле 2005 года в аэропорту. Я провожал своего знакомого, а Герштейн провожал кого-то из пожарного ведомства. Он подошел ко мне, чтобы познакомиться. Вторая встреча длилась буквально пару-тройку минут, но у неё есть своя, довольно длинная предыстория. Дело в том, что проверку, которая впоследствии вылилась в так называемое «дело пожарных», начали сотрудники УВД по ЯНАО. И первое дело было возбуждено по материалам сотрудника ОБЭП в Тазовском районе. Потом аналогичное дело было возбуждено в Красноселькупском районе. Чуть позже с жалобой на действия наших сотрудников ко мне обратился ныне осужденный Александр Маслов. Я сказал ему, что проверка будет продолжаться. Потом, помню (я как раз собирался в отпуск), со мной пожелал встретиться Борис Герштейн. Встреча с ним длилась две – три минуты. Борис Яковлевич пожаловался на действия проверяющих сотрудников милиции. В ответ я ему посоветовал: «Ищите хороших адвокатов!»
ЯХТА КЛАССА «ЛЕДОВИТЫЙ УЖАС»
– О яхте класса «люкс» журналисты очень красиво написали, – говорит Владимир Сергеевич. – Отвечаю: для плавания в условиях Крайнего Севера, особенно в районах, приближенных к Карскому морю, яхта с бассейном явно не годится. На самом деле речь идет о многоцелевом катере класса «река-море». Покупка этого судна, постройка которого действительно была оценена в восемь миллионов рублей, предусмотрена… комплексной целевой программой по усилению борьбы с преступностью в ЯНАО! Предполагалось, что, помимо прочего, этот катер будет использоваться для заброски наших сотрудников в район Бованенковского месторождения. Кстати, решение о его строительстве было принято округом задолго до моего приезда на Ямал. Сначала предполагалось, что милиция получит его в 2002 году, потом вопрос с его постройкой был отодвинут на более поздний срок. Когда я возглавил УВД по ЯНАО, его постройка была включена в программу на 2005–2007 годы. Затем постановлением администрации ЯНАО в ноябре 2008 года катер был передан на баланс департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО. Я согласился с таким решением, поскольку тогда же мы получили от МВД скоростной восьмиместный катер.
КОМУ МИЛИЦИОНЕР ПЕРЕШЁЛ ДОРОГУ?
Итак, «Красный Север» попросил Владимира Пасичнюка пролить свет на события, о которых он так долго молчал. Иначе и быть не могло, ведь генерал несколько лет был и для своих подчиненных, и для всех жителей Ямала важнейшим гарантом милицейской эффективности и справедливости. Если человек говорит такие изумительно правильные вещи, а потом вдруг оказывается коррупционером, один этот факт способен убить в массах веру в слово, честность и неподкупность стражей правопорядка.


Однако совершенно естественно возникает вопрос: почему главный милиционер только сейчас взял слово?
– Еще в школьные годы мне внушили, что оправдание есть признание вины, – объяснил свою позицию наш собеседник. А потом добавил, что в данном случае молчание было ошибкой, нужно было сразу реагировать на публикации в газетах и Интернете. Недавно Владимир Сергеевич оформил свой первый иск к хорошо известному на Ямале Интернет-ресурсу. Журналисты этого издания, в свою очередь, написали, что по итогам прокурорской проверки Владимир Пасичнюк оказался невиновен…
Теперь самое время уточнить, что СУ СК при Прокуратуре РФ по ЯНАО завершило эту проверку еще в ноябре 2008 года. Все обвинения, о которых говорилось выше, уже тогда были признаны несостоятельными, в возбуждении уголовного дела было отказано. Тем не менее по прошествии почти полугода кому-то понадобилось реанимировать версию о коррупционной деятельности Владимира Пасичнюка. Из публикаций СМИ следовало, будто проверка в отношении высокопоставленного милиционера до сих пор ведется, будто и уголовное дело уже возбуждено…
Так что же случилось, чьи интересы затронула деятельность бывшего начальника УВД по ЯНАО? По мнению нашего собеседника, роковую роль в его карьере сыграло возбуждение одного весьма серьезного уголовного дела, затрагивавшего интересы весьма значительных персон.
ОТСТАВКА
– Никаких рапортов об отставке я не писал, – заверил Владимир Пасичнюк. – События развивались так: минувшим летом меня пригласили в МВД, тогда же прошел слух, что мне, в связи с ротацией кадров, предложат другой регион. 18 июня я прибыл в Москву, 19 июня мне вручили уведомление о предстоящем увольнении из ОВД в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе. Меня это и удивило, и насторожило, потому что всё происходило поспешно, как-то не по-людски. Незадолго до этого решением Коллегии МВД, УВД по ЯНАО было признано одним из лучших управлений в России. Тогда же мне вручили медаль «За успехи в управленческой деятельности». И вдруг такой поворот!
Я посетил ряд заместителей министра, начальника департамента собственной безопасности, но никто не смог мне прокомментировать мое предстоящее освобождение. За разъяснением я записался на прием к министру, но он меня не принял. В конце июля в департаменте кадров мне сообщили, что министр подписал представление президенту о моем предстоящем освобождении от должности (см. фото).

Узнав об этом, я посчитал бесполезным свое нахождение на службе и написал рапорт об отпуске, тем более я еще за прошлые годы его не догулял. Так что сейчас я всё еще отпускник, действующий генерал-майор милиции, нахожусь в распоряжении управления кадров МВД. По крайней мере, до истечения срока отпуска.
– А в конце сентября случилось самое неожиданное. В отпуске я обычно не смотрю телевизор, но тут, будто по сигналу свыше, включил. Выступал наш министр, он рассказывал об успехах борьбы с коррупцией в ОВД, потом упомянул о том, что освобожден от должности начальник УВД по ЯНАО. От того, в каком контексте прозвучали его последние слова, я испытал шок. Поскольку министр ссылался на информацию департамента собственной безопасности, я позвонил туда. Но мне не смогли прокомментировать его слова, сказали, что не в курсе. Кто писал ему выступление, я не знаю. В любом случае оно диссонирует с текстом представления об освобождении от должности…
– Впервые за более чем 35 лет милицейской службы я позволил себе обратиться в вышестоящую инстанцию, – признается Владимир Сергеевич. – 23 октября ещё раз обратился к министру с просьбой принять меня. Однако ответа до сих пор не дождался. За всё время, что я был в должности, ни сам министр, ни его заместители, ни начальники департаментов МВД ни разу мне не позвонили. Никто не поинтересовался: «Генерал, что там у тебя, чем ты дышишь?» Хотя есть в этом и положительная сторона: очевидно, работа здесь велась правильно, эффективно, раз у начальства не возникало никаких вопросов…
Пока мы беседовали, перед Владимиром Пасичнюком лежал график. Из него следует, что с января 2004 года по июнь 2009 (пока В.С. Пасичнюк возглавлял УВД по ЯНАО) раскрываемость преступлений в округе выросла с 58,3 до 69,8 процента. Так, раскрываемость квартирных краж увеличилась с 48,3 до 72,3 процента, разбоев с 66 до 78,6, уличных преступлений с 46 до 52 процентов и т.д. Поэтому нет ничего удивительного в том, что согласно свежему социологическому опросу более 72 процентов ямальцев доверяют милиции. Не последнюю роль здесь играет и то, что, по мнению многих и многих людей, УВД по ЯНАО является предельно открытой структурой.
Наш собеседник считает, что хорошо работал и ему нечего и некого стыдиться на Ямале:
– Я не считал себя вахтовиком или временщиком, я ожидал, что на этой территории должна сложиться моя дальнейшая биография. Я и сейчас не собираюсь покидать Север: у меня здесь внук родился, ему скоро четыре года, это его малая родина, его город. И дети не собираются отсюда уезжать: все молодые, все работают. И я буду жить здесь, пока позволяет здоровье.
Андрей БАЛАНДИН
Фото Леонида ТРОФИМЧУКА http://www.ks.yanao.ru/2/1/3164/
 
30 Май 2009
3,574
0
36
#7
2 Июн 2009
13,124
0
36
#9
не знаю, мне материала понравился, и вообще мне как то импонирует Пасичнюк
 
#10
– О яхте класса «люкс» журналисты очень красиво написали, – говорит Владимир Сергеевич. – Отвечаю: для плавания в условиях Крайнего Севера, особенно в районах, приближенных к Карскому морю, яхта с бассейном явно не годится. На самом деле речь идет о многоцелевом катере класса «река-море». Покупка этого судна, постройка которого действительно была оценена в восемь миллионов рублей, предусмотрена… комплексной целевой программой по усилению борьбы с преступностью в ЯНАО! Предполагалось, что, помимо прочего, этот катер будет использоваться для заброски наших сотрудников в район Бованенковского месторождения. Кстати, решение о его строительстве было принято округом задолго до моего приезда на Ямал. Сначала предполагалось, что милиция получит его в 2002 году, потом вопрос с его постройкой был отодвинут на более поздний срок. Когда я возглавил УВД по ЯНАО, его постройка была включена в программу на 2005–2007 годы. Затем постановлением администрации ЯНАО в ноябре 2008 года катер был передан на баланс департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО. Я согласился с таким решением, поскольку тогда же мы получили от МВД скоростной восьмиместный катер.
сильно сказано, очень сильно а главное правильно:)
 
4 Июн 2009
17,551
3
38
#11
Нынче лодка 6-метровая с подвесником - далеко не "люкс" класса стоит под лям:)
 
30 Май 2009
1,755
0
38
#13
Каждый руководитель получающий мало мальскую власть, стремиться набить свои карманы побольше, кто то грамотнее кто то нет... Металитет енто такой славянский...
 
#16
А я вот поражаюсь, все время кого то из чиновников у нас накрывают, неужели им законных денег не хватает, з/п то у бюджетников сверхприличная должна быть.
 
#18
Я, как и многие другие салехардцы, заключил договор найма жилого помещения с МУ «Салехардская дирекция единого заказчика» на основании распоряжения администрации города от 25 февраля 2005 № 162-р.
Странно, но я в это же время получил квартиру на Арктической, причем дома были абсолютно пустые. Или у нас генералам обязательно надо элитное жилье???
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87
#20
Побольше бы таких честных людей!
Того и гляди забороли бы коррупцию в два раза быстрее!

...золотой ты наш человек....