Календарь ханты и ненцев.

4 Фев 2011
175
0
16
43
#1
Изучаю помимо культуры, календари народов. Из календарей северных народов есть уже чукотский и эвенкийский. Может есть еще и календарь ханты и ненцев? :)

---------- Добавлено в 16:42 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:28 ----------

В гугле их нет поэтому может источник какой есть?
 
#2
Названия месяцев связаны с наиболее важными событиями в хозяйственной жизни., или явлениями природы. Год - по, месяц - Ирий. Календарный год разбивался на два периода - летний и зимний. Зима -сыра, это же слово обозначает и снег, весна - нара - ранняя, поздняя - януй, венуй. Лето - та, осень - нэрё.
13 лунных месяцев и т.д. очень, очень лениво писать вольный пересказ с книги Хомич, дуаю - можно заглянуть в библиотеку, или в музей - там тоже есть библиотека и взять эту книжку, думаю - и многие другие. В принципе и Хомич для первого взгляда достаточно. Там и лингвистические заморочки, и быт и культура и как замуж выдают и прочее....МВК им. Шемановского - очень приличная северная библиотека! Можно и отсканить что-нить:)

---------- Добавлено в 17:00 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:59 ----------

Л В. Хомич "Ненцы"
 
16 Ноя 2009
4,468
0
36
Город С
#3
Названия месяцев связаны с наиболее важными событиями в хозяйственной жизни., или явлениями природы. Год - по, месяц - Ирий. Календарный год разбивался на два периода - летний и зимний. Зима -сыра, это же слово обозначает и снег, весна - нара - ранняя, поздняя - януй, венуй. Лето - та, осень - нэрё.
\
это ненецкий

а так да, надо идти в библиотеку, там помогут
 
4 Фев 2011
175
0
16
43
#4
:Yahoo!::\"\":

---------- Добавлено в 17:19 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 17:17 ----------

Загляну я туда! :)
 
7 Апр 2011
96
0
6
#8
Экологический календарь ямальских ненцев
СВОЙ САМОБЫТНЫЙ экологический календарь ненцы составили в древности - с учетом необходимости целесообразного общения с природой, защиты и сохранения ее богатств на долгие годы для блага человека, птиц, животных и зверей, б определении тех или иных календарных единиц года на помощь человеку также приходили и многие приметы, связанные с климатическими условиями Севера, явлениями природы, со сроками различных традиционных видов промысла и хозяйственной деятельности людей в условиях кочевого образа жизни и производства.
По ненецкому экологическому календарю год делится тоже на двенадцать месяцев. Однако, их продолжительность не определена строго подсчитанным количеством дней, если сравнить с существующим европейским календарем. Длительность месяца ненцами исчисляется четырьмя семидневками лунного месяца, то есть размерами рождающегося или убывающего месяца и двумя-тр'емя днями междулуний. На это указывают и лексико-фра-зеологические выражения такого типа: Иры' сидя си" ив - Две семидневки лунного месяца. "Ирьяха' понэ хая" - Настало время междулуний и т.д.
В определении той или иной части года важное значение имели долгота дня и ночи, наступление дождливых дней и морозов, расположение звезд, солнца и луны на небе, и полярные сияния. Все это очень строго определяло начало или конец выполнения разных видов промыслов и хозяйственной деятельности людей: по уходу за жильем и одеждой, по разным видам присмотра за оленями (например, в связи с отелом или наступлением поры комариного периода - начала лета и т.д.). И в каждом периоде мы прослеживаем точно, четко и глубоко отточенный язык фразеологизмов, выражающих практический смысл действий, проверенных жизнью.
Календарный год у ненцев делится на четыре части по временам года: зима, весна, лето и осень. Каждый из них в старину рассматривался как целый год. Действительно, в каждом периоде производилось дел столько, сколько надо для встречи или вступления в следующий период года, чтобы встретить его во всеоружии.
В ненецком экологическом календаре трудно назвать начало года, так как каждый период имеет только ему присущие характерные признаки, особенности, характеризующие начало и конец лунного месяца. До сих пор своеобразные признаки каждого месяца являются ориентиром для населения, ведущего кочевой образ жизни и производство в условиях тундры.
Итак, по долготе своей месяцы и периоды календарного года ненцев не одинаковы. Мы начнем рассматривать экологический календарь ненцев Ямала с периода осеннего, сообразно времени выхода первого номера журнала "Ямальский меридиан", и затем будем постепенно рассказывать - из номера в номер - об остальных сезонных периодах этого календаря.
В необъятных просторах тундры при осенней прохладе не находят покоя только олени -на их гладкие спины и рога садятся красивые, как лепестки' тундровых трав, бархатистые оводы, выпуская ядовитые жала. В это время к оленям, кроме оводов, их одолевающих, приходят разные болезни, и нападают тучи самых мелких насекомых - мошкары. Миф о них таков:
"... Самый верховный повелитель всех невзгод и болез ней посылает на землю самого малого "зверька" - мошкару, которая может неистовствовать долго, до первых заморозков, так как ей можно укрыться в любой самой малой, "теплой щели" - под веками глаз, в проемах между пальцев рук, копыт животных и когтей зверей. Зная это, мошкара сообщает своему повелителю: "В нас, Великий, не сомневайся, мы будем действовать здесь до тех пор, пока лопасти весел рыбака не побелеют!" (Имеется ввиду наступление первых заморозков, когда мокрые лопасти весел начнут покрываться белой ледяной коркой).
Месяц Листопада или сентябрь - по-ненецки называется - Взба' иры. Сентябрь стелет на землю тундры разноцветные наряды - ковры увядающей растительности. В тундре эту пору называют временем для закладки новой жизни в природе: растения глубже и прочнее пускают свои корни в почву, а для оленей наступает брачный месяц - Хор' иры - октябрь, время возникновения ростков новой жизни в оленьем стаде. Так радостно, с надеждой на будущее кончается октябрь - конец ненецкого экологического календаря.

В конце сентября - начале октября наступа*ют первые заморозки. Теперь для всех ста*ло просторно в тундре. Только птицам здесь ста*ло неуютно, поэтому они начали собираться в большие стада и срываются с обжитых с весны мест-гнездовий. Они слетают, как листья, с тун*дровых кустарников, и, вместе с ними, жители тундры собираются в каждом стойбище в долгие кочевки к местам стоянки своих зимних нарт.
...Люди тундры, по привычке, быстро постави*ли зимние чумы, сменили летнюю одежду на зимнюю.
Осенний период экологического календаря ненцев Ямала завершает Месяц Оленьего Гона - хор"иры - это период с половины октября и части ноября, - когда все внимание жителей тун*дры обращено на зарождение новых ростков жизни в оленьем стаде, на оленя.
Во все времена года человек тундры не пере*стает проявлять заботу об олене. Человек и олень являются составными частями того един*ства, которое они составили на заре жизни в тундре и продолжают составлять в настоящее время. Трудно спорить с ненецкой поговоркой о том, что "Ненец -дитя оленя" - "ТЫ,НЮ". Да, понятен ее глубокий смысл, так как трудно представить жителя тундры без оленя, а оленя -без хозяина... Чум и природа, стойбище и паст*бище без оленя кажутся неуютными, немысли*мыми.
...Еще в октябре легкий морозец сковал реки, малые и большие озера. Первый снег покрыл землю. На снегу отчетливо видны следы песцов, зайцев, сов, куропаток, гЪрностаев. Эти звери и птицы никогда не покидают родную тундру, по*этому летний серый наряд сменили на зимний -белый. Даже полярный волк "поседел", кажется не таким уж темным на фоне белого покрова тундры. Теперь охотнику-следопыту взять его непросто: природа, заботясь о всех своих созда*ниях, дает им наряды, соответствующие време*ни года... Месяц Гона Оленей - это время очень хлопот*ное для пастухов. Стадо то и дело разбегается в разные стороны, неспокойно ведут себя хоры-самцы. Они пробуют крепость рогов. Схватки-единоборства за главенствующую роль в стаде повторяются ежеминутно. Пастухам надо, не тревожа стадо, произвести селекционный от*бор: наиболее крепких, сильных, упитанных оленей оставить для восполнения потомства.
В октябре готовятся к важнейшей компании года оленеводов - заготовке мяса. Немало забот и у женщин: из выделанных шкур животных мастерицы должны сшить теплые, красивые ки*сы, малицы, гуси, бурки, чтобы никакой мороз не был страшен оленеводам, охотникам, рыба*кам в зимнюю суровую стужу.
Кстати.если у оленеводов после забоя оленей наступает более спокойная пора, то у рыбаков впереди в эту пору интенсивный промысел в Обской губе. Чтобы провести его успешно, нуж*но в октябре закончить все приготовления и вы*ставить рыболовецкие снасти.
...Середина ноября. Нет-нет, да и обожгет лицо ранним утром крепкий морозец, предвестник больших холодов. Тундра укрылась пуховой бе*лой шалью. Мудрая природа подарила снеж*ный цвет всем своим детям, оставшимся на зиму на родной земле, в тундре. В новом своем наряде им легче схорониться, спрятаться от опасности в белизне снегов, уйти из жадной волчьей пасти.
Нетерпеливый охотник прокладывает первую лыжню после долгого летнего перерыва. Его глаза читают страницы тундровой жизни, без*ошибочно находя главные для себя строки. Многие из промысловиков собираются в даль*нюю дорогу, укладывая на верные нарты снаря*жение и припасы. Уличные собаки насторожен*но следят за каждым движением хозяев: начало охоты и для них - праздник!
Традиционно начинающим экологический календарный год ненцев Ямала считается пери*од зимний, когда после всех своеобразных заня-, соответствующих предыдущим периодам ТодЗ. люди включаются в активный промысел -гх0Ту на песцов. Первый месяц зимы, который так и называется по-нснецки "НОСИНДАЛ В А" ("Песцового промысла"), охватывает часть но*ября и декабря; его протяженность не более 30-40 дней.
Традиционно, в этот период года издавна ор*ганизовывался отлов песцов и других зверей малорасточительным способом "таларава" - пу*тем загона в круг на ровной площадке льда или равнины тундры этих пушных зверей неболь*шого микрорайона. Круг-вольер создавался из множества легковых нарт-упряжек, собранных в большом стойбище или многими хозяевами разных небольших объединений или семей. Кроме таларавы, почти каждый мужчина в тун*дре настораживал индивидуальные деревян*ные ловушки и капканы.
Сравнительно небольшой срок охоты на пес*цов говорит о традиционно установившемся по*рядке бережного отношения к природе, взаимо*помощи безоленным ненцам, которым не при*ходилось совершать длительные перекочевки в таежную зону Ямала. Установленный срок охо*ты на песцов исключал за его пределами всяко*го рода браконьерство и расточительность по отношению к природе. В этот период оленные ненцы издавна одновременно вели сборы и при*готовления к перекочевкам на Обь, в таежную зону Ямала, готовились к торговым обменам с ханты, комц-зырянами и обдорскими купцами Затем наступал месяц "Нюдя пэвдей" - Малой Темноты - период части декабря и начала янва*ря. К этому времени кончалась охота на песца и снимались все охотничьи снаряжения. Месяц Малой Темноты для оленеводов - период подго*товки к великим зимним касланиям. Скоро, со*всем скоро по ровному снежному насту пройдут аргиши в лесотундровую зону, в тайгу, где теп*лее и много ягеля.
Женщины шьют меховую одежду - ягушки, малицы, гуси, кисы, бурки. И рождаются новые песни, долгие и протяжные, похожие на песню ветра, вольно летающего над просторами Яма*ла; красивая, как сполохи северного сияния, харпа. Эта песня зажигает свет, подобный солн*цу, в сердцах и душах людей, и они в Месяцы Малой и Большой Темноты будут ярко освещать жизнь тундровиков...
И вот однажды, до наступления утренней зари - созвездия Большой Медведицы - мужская ко*лотушка старшины стойбища уже стучит по на*стилам-сидениям еще не нагруженных нарт. Это сигнал для всего стойбища. После первого завтрака упаковывались нарты, насторажива*лись постромки, немедленно пригонялись оле*ни к стойбищу на утренний отдых. Перед разбо*ром чума был второй завтрак. Затем люди соби*рали в карточный загон ездовых оленей, запря*гали аргиши, и их длинная вереница, степенно изгибась змейкой вдоль рек и поворотов дороги, начинала медленнотянуться за легковой нартой каюра, ведуще го всех за собой в увлекательные, долгие переезды но знакомой и обновленной белоснежной тундре и по льду широкой, воль*ной Оби.
Месяц Малой Темноты для перекочевок вы*бран ненцами тоже неспроста: к этому времени человек тундры освобождал себя от многих за*бот и подготавливал товар для обмена на Обдор-, ской ярмарке. В этот период короткие световые дни и полярные ночи не удерживали людей: на помощь им приходили извечные верные ориен*тиры в пути - солнце и луна, звездное море ноч*ного чистого неба и сполохи могучего, игривого северного сияния; сугробы, заструги, отточен*ные последним направлением ветра, и другие знакомые ненцам приметы. Конечно же, не по*следнюю помощь оказывал путникам многове*ковой опыт предков-оленеводов, да и правиль*ная выучка передового оленя в упряжке. Если в пути случалось остановиться и вздремнуть чуть-чуть перед утренней зарей, то здесь надежную помощь оказывал хорей, прислоненный к нарте или воткнутый тупым концом в снег (его острый конец указывал направление ветра, которое могло измениться в любой момент). В дальней поездке изменившееся направление ветра и но*вое расположение звезд могут обмануть не толь ко начинающего, но и опытного каюра.
В далеком прошлом мужчины и женщины ез дили на ярмарку в Обдорск - Саляигард (Сале хард), чтобы песцовые и оленьи шкуры обме нять на енисейские металлические изделия-ук рашеиия к поясам и упряжи, на красивые мета; лические бляхи - тяжести к женским шапкам различные колокольчики-бубенчики к детскс одежде и ошейникам прирученных оленей. V. менее ценились и другие товары народно!
В первую ночь начала "Ненянг" иры" - "Комариного месяца" спокойный сон жите1 лей стойбища вдруг прерывает сильный топот и фырканье оленей кружащегося у чумов стада. Их приводят дежурные пастухи на короткий отдых. Дети и взрослые сразу идут на помощь пастухам и оленям: вокруг беспокойного стада быстро разжигаются костры-дымокуры, дым от которых отгоняет комариную напасть и дает оленям некоторый отдых. Тем временем дежурные пастухи тщательно опрыскивают рыбьим или тюленьим жиром рога и мордочки запряженных в нарту ездовых оленей. Так начинаются самые сложные десять-пятнадцать дней, полные забот и волнений за здоровье оленей. Пастухам, да и всем жителям стойбища приходится жить суетной жиз нью, без отдыха в эту самую комариную пору месяца "Ненянг" иры".
В первые дни комариного месяца может добавить заботы и рождение "нядэко" - "олененка позднего отела". В борьбе за жизнь таких малышей самоё активное участие принимают дети и женщины. Они временно заменяют каждому маму-олениху, которую сейчас донимают комары. Так рядом с маленьким хозяином тундры и растет, набирая силы это тонконогое существо - будущий нгавка-авка - прирученный олень.
Хозяева, отгоняя от чума и оленят комаров, придумали песню: "Пин'- пин'- пиней'! Нисяна-та" яхавы", небяната" сэдвы" паркацида" сям-дангув"! Пин'-'пин'-пинэй'!" - "На улицу - на улицу, немедленно - на улицу! А то от дыма покроются чадом ваши одежды, добытые вашими отцами, сшитые мамами!" В этой песне человек как бы оправдывается перед насекомыми за то, что часть из них может попасть на язык костра или ослепнут от дыма, если они зрячие. Вот за эту жестокую расправу над ни ми, да из-за желания показать людям, особенно молодым, общеизвестный закон бережного отношения к природе, пище и всему животному и поется эта философская песня.
Жители тундры по-доброму обращаются с насекомыми, которые появляются в определенную пору, хотя они очень много досаждают людям и оленям. Этот период календарного года является крайне опасным, трудным, и, конечно, ответственным для всех.
Природа подвергает людей и животных решительным испытаниям: маленькое на вид существо - комар может причинить жестокие и страдания всем, о чем сложено немало легенд и сказаний. В одной из легенд говорится, что и в эту пору когда-то оленей охраняла женщина. Она решила помочь своим упряжным помощникам и утолить жажду - женщина своих оленей в упряжке подвела к озеру с болотистыми - берегами. Но в это время налетела целая туча комаров, и олени, отбиваясь от гнуса, растоптали и утопили свою хозяйку в том болоте.
Женщина успела лишь сказать такие слова: "Пусть отныне мой муж и всякий мужчина окарауливают оленей в любое время года - уж больно много дано нам женщинам обязанностей... Я пойду туда, куда сейчас велит идти судьба...".
По этой легенде женщина превращается в гагару, ее нож с берестяной рукояткой превратился в острый клюв. С тех пор эту легенду вспоминают люди тундры, когда слышат плач гагары перед дождем и говорят: "Должно быть, ноют ее короткие переломанные ноги,-быть дождю!" Прислушиваясь к этому крику, действительно, начинаешь верить в ту легенду. Ведь эта птица почти говорит на ненецком языке: то просит пробираться к берегу озера: "То вар-лык - то-вар-лык", то плачет - "Ы-ы-ы", то издает "Ку-куй-ку-куй!". что означает: "Проводи теперь дни и годы в одиночестве".
Немало опасностей подстерегает человека и оленя в эту комариную пору: имеется много рассказов о том, как целые стойбища оставались без оленей на всю жизнь, когда стада убегали навстречу ветру, или их уводили резвые дикие олени - илебць. Об одном случае рассказывала нганасанка Мария Порбина в 1957 году в п. Волочанка Таймырского автономного округа. "Наша семья стала жить оседло с тех пор, как увели в комариную пору наших оленей дикие олени".
В пору своего комариного времени, отведенного им природой, их бывает так много, что люди сложили легенду о них и их жизни не только на земле, но и на небе - в чумах из туч. Поэтому при подсчете их несметного количества приходится за единицу счета брать целый рой, равный одной единице. Об этом свидетельствует миф-разговор духа Небес с Комарами: "Как вам, Комарики, там на Земле живется, можется и работается?" Комирики им в ответ: "Живем и работаем мы неплохо. Лишь один слепой из нас погиб,попав в кипящий котел с рыбьими потрахами". Хотя известно, что от пара над кипящим котлом погибает не один комар, а целые рои, и гибнут они не только над котлом...
Однако природа умеет все распределять равномерно: способным жить - дарит жизнь, слабых - превращает в прах.
В конце июля и начале августа наступают ветренные дни: семь-десять дней получают отдых люди и олени. В такие дни человек переодевается даже в более теплую одежду. И прошлогодние теле-важенки начинают бегать больше всех других в поисках места потеплее: прячутся за высокими кустами, ложатся за высокими кочками. Поэтому такие ветренные дни в тундре называют "ветрами теле-важе-нок" - "Сую' сырэй'нэрм'". За эти дни олени значительно набирают вес, у них заканчивается линька. Малолетним детям доверяется самостоятельно вести упряжку самых смирных ездовых оленей.
Но вскоре олени, пережившие комариную пору, вместе с человеком подвергаются новым испытаниям - на смену комарам приходят оводы и мошкара. По "имени" этих гнусных и более жестоких насекомых месяц назван "Пилю иры" - "Месяц оводов" - август.
С наступлением "Пилю иры" в тундру приходят погожие, теплые и ласковые дни. Тундра в эту пору кажется просторной и светлой, когда лютые комары попрятались в своих "чумах-тучах", как думают ненцы, и припали к земле.
В эти погожие дни, при относительной прохладе, не находят покоя только олени, усеянные как лепестками тундровых трав, бархатистыми оводами. По ненецким обычаям их надо ловить и уничтожать, но это разрешается только после установления полнолуния. Многовековой опыт оленеводства показывает, что до полнолуния овод для оленей опасности не представляет. С наступлением полнолуния в августе животные успевают полностью вылинять. Поэтому на гладкой, низкой шерсти оленя хорошо виден овод, пытающийся отложить свои личинки под шкуру животного.
Взрослые и дети быстро и ловко отгоняют насекомых, ловят и уничтожают, если это удается. Но делать надо это быстро, чтобы не мучать священных насекомых, ибо самому нетрудно попасть в худшую беду. Таких запретов, которые должны выполнять беспрекословно взрослые и дети, в жизни тундры выработано немало. Например: "Не мучай зверя, животного, насекомого - тебя самого могут постигнуть страшные мучения", "Не кидай камни или комья земли,снега в реку, озеро, водоем -ты ослепишь жителя подводного мира, и сам ослепнешь", "Не стреляй из лука, не имея и не видя мишени - твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека", "Не учись сквернословить - плохие слова на твоем языке оставляют запахи зловонья "и др.
Эти немногие запреты, которые я привела, даны человеку для соблюдения нравственных, моральных и экологических правил на всю жизнь. Они не требуют многократного напоминания и повторения. Даже заядлому озорнику бывает нетрудно многое исправить в своем поведении, опираясь на опыт взрослых и правила традиций.
Помня о многих правилах экологии, жители тундры с большой тревогой и болью в сердце воспринимают тяжелые недуги оленей, наступающие вавгусте, в период оводиного месяца. Эта боль не снимается и в период зимних морозов, когда олень вздрагивает и бегает от ощущения холода, пронизывающего его через дыры от личинок овода на своей шкуре-одежде.
Резкие температурные перепады в августе у людей, вызывают обострения сердечных заболеваний, а у оленей болезни легких. Не осторожность окарауливания стада собаками, неумелое отпугивание насекомых от животных могут способствовать возникновению болезни "копытки". Для вспышки ее в настоящее время в тундре есть все "условия": на месте бывших стоянок буровых вышек, да и по всей тундре, везде можно встретить обломки металла, битого стекла, россыпи цемента, ржавых консервных банок. При такой бесхозяйственности и расточительстве не избежать оленю "копытки", а человеку - переживаний за животных.
Несмотря на все сложности, которые приносит август, тундровики не имеют права отклоняться от намеченного курса жизни, выработанного веками. В первую очередь, в стаде начинают ставить метки на ушках молодых оленей, продолжают приучать к загону и упряжке прошлогодних бычков-производителей. Эта работа - укрощение бега молодых оленей - начинается еще в апреле-мае. В тот период этих оленей заставляют ходить с ошейниками с длинной, тяжелой ношей - "лон-гали" из прочных корней кустарника в виде треугольников или из выпавших оленьих рогов. Такой груз должен задевать передние ноги, мешая быстрому бегу, а также не давать оленю отбиваться в сторону от большого стада.
В такие дни- последние долгие светлые дни года, рано по утрам вместе с зарей встают хозяйки стойбища и принимаются за выделку шкур, берутся за шитье одежды и обуви для зимней поры. Сначала шьется одежда и обувь для мужчин и детей, а уж потом она до наступления сильных заморозков шьет для себя.
В этом радостном и сложном труде женщине нельзя пропустить ни малейшей операции, кажущейся для несведущего глаза пустяковым. Материалы летних спецзабоев для верхней одежды, шкуры погибших оленей просушивают по всем правилам: надо их подержать ворсом вверх, затем, расправив все углы на них, сушить мездру несколько часов и суток, потом ее подержать под дымом, снова над лучами нежаркого солнца и на ветру, пропитывать мездру до и в период выделки содержимым желудка оленя.
В общей сложности до готовности мехмате-риалов женщина должна произвести до тридцати операций, а вместе с приготовлением одежды и обуви - более пятидесяти. И это при том, что она работает почти бесплатно, ведь получаемая ею зарплата выглядит смехотворной. К сожалению, до последнего времени над этим никто не задумывался, хотя все это женщина выполняет, не освобождаясь от других своих обязанностей: оказывает помощь мужчинам в поимке и окарауливании оленей, разделке туш забитых и погибших оленей, обработке рыбной продукции, приготовлении пищи, да и забота о семье и детях целиком ложится на ее плечи. Если вести разговор о ее работе, то можно охарактеризовать как высококвалифицированную и многопрофильную. Она и швея, и повар, и воспитатель и т.д. Если бы она не выполняла все эти сложные виды работ, можно было с уверенностью сказать, что ни один мужчина не сможет выполнять свои производственные обязанности, особенно зимой. Так, подумаем над тем, какую заработную плату должна получать хозяйка чума? Я еще не сказала о других заботах хозяйки чума. В погожие дни августа, во время сбора сухих кустарников на топлива или во время "прогулок" за водой до ближайшего водоема, она должна еще подготовить к просушке желтый стерильный мох для подстилки в люльку младенца и хозяйственных нужд.
В это время года жителей тундры манят и дальние холмы, и низины у рек и озер, где можно встретить линную дичь, выйти вместе с детьми на кочковую поляну, усыпанную красным ковром поспелой морошки, ловить деликатесного озерного щекура, обильно нагулявшегося за лето в период комариного Месяца, когда насекомые служат им хорошей пищей.
Но и другие житейские дела не покидают людей - в конце августа настает пора забойки оленей на подолы малицы и ягушек - женской одежды. Вслед за этим наступает время для забойки молодых оленят на лицевую часть зимней женской одежды и мужскую верхнюю одежду - гусь-савик-соок.
В это время овод доживает свои последние дни. Однако время испытаний на прочность и выносливость всего живого еще не прошло. Наряду с последними оводами оленей и людей одолевают самые маленькие насекомые -мошкара - нибяре. Ее появление совпадает с началом самых ранних, случайных и неожиданных заморозков, от которых сникают травы, размягчаются и чернеют морошка и голубика. Мошка, хотя и невелика размерами, но постоять за себя может. Не зря о ней сложен миф: "Самый великий повелитель верхнего мира - Нум' решил послать к людям самого маленького "зверька" - мошку, которая может неиствовать на земле долго, до самых последних заморозков. Холод ее не страшит, ибо она может укрыться в любой малой, теплой щели, под веками и в уголках глаз, между пальцами рук, копыт животных, когтей зверей, перьев птиц и в ворсе оленьего меха и собак. Зная про все это, мошкара "сообщает" на небеса: "О Великий повелитель, в нас не сомневайся, мы будем действовать здесь отменно до тех пор, пока лопасти весел рыбаков не станут белеть (от обледеневшей воды на их поверхности)".
Месяц второго периода года - весны - "ЯРА' ИРЫ" - "МЕСЯЦ ВЫПАДЕНИЯ ОСНОВАНИЙ СТАРЫХ РОГОВ И ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ, МОЛОДЫХ РОГОВ - МОРА". Другие толкова*ния о названии этого месяца говорят и о том, что это означает поворот года к новому пери*оду. "Месяц поворота года" следует считать тоже верным, т.к. в жизни природы и людей происходят в это время заметные изменения.
Увидев новые бархатные панты-рога оленей, вставшие на место старых, как чумы на новом стойбище, дети спешат загадать и отгадать за*гадки старых мудрецов: "Нито' мядэхэ" насур-на" (Чумы становятся на место старых чумовищ). О чем загадка? Все незамедлитель*но ответят: "О молодых рогах-пантах - мора". В это время года дети особенно любят играть в ярколава - поимку оленей из только что выпавших рогов оленей. Эти увлекательные игры захватывают детей всех возрастов и по*лов на длительное время. В их "стадах" появ*ляется множество рогов, все новые и новые "олежки"-рога с ласковыми именами люби*мых оленей.
На фоне веселых игр детей олени, утомлен*ные солнцем, становятся вялыми почти до са*мого вечера. Эту вялость у них снимают последние морозы зимы - мартовские моро*зы. Во время зимних и весенних морозов оле*ни всегда подвижны -это признак самозащиты от мороза, они так набирают тепло и энергию для жизни. О мартовских морозах в народе сложена легенда-разговор морозов с теплы*ми ветрами февраля: "Лимбя' иры", пыдар сы-рэй ирынане", намгэ тэри лимбядрев' нохолтасан? Мань нэрвадм' пыдар е" эйданд -я' сяр' ний навэ мал' ханибтенгунась! Теда на-нитарем'ханибтенгоХаер" си" ми нинэдарам-бю"!" (Эй, "Месяц орла", ты ведь являешься зимним, а сидел так спокойно, уютно, как орел. Я бы на твоем месте заморозил бы все живое! А сейчас мне не дает выполнить это желание Солнце!)
Это время года очень благоприятно действу*ет и на больных, и старых людей, которых по*кидает хворь. Они вместе с детворой все погожие дни проводят на свежем воздухе. Мужчины и женщины занимаются врачевани*ем оленей ягельным отваром. Этот препарат особенно исцеляюще действует на раны, нане*сенные волками. Мужчина, заметив среди прирученных к упряжке оленей подходящих для передового в упряжке, начинает его тре*нировать именно сейчас, пока у него молодые рога. Почему так поступает оленевод? Обос*нование очень убедительное - малейшие при*косновения до молодых рогов вызывают очень болезненные ощущения. Передовой олень, прирученный в этот момент, очень на*дежный в пути в будущем, так как, щадя свои молодые рога, он учится с первых шагов хо*дить ровно, потому никогда не обретет при*вычку сходить с дороги, по которой следует и будет постоянно чувствовать руку хозяина че*рез уздечку.
В самый полдень солнечного марта вдруг среди кочек снежных комьев свежего пастби*ща оленей можно услышать чириканье снеги*рей. Плотная их стайка быстро пролетит низко над чумами и дремлющим стадом оленей.
Под весенними лучами солнца радуется на*род, ожидая новых обновлений в природе, оленьем стаде...
А те, кто еще в тайге, вдали от родных мест, ждут встречи с родной тундрой. Гости тайги и лесотундры готовят полные нарты с дарами природы и снаряжают длинные аргиши в путь с тяжелыми драгоценными ношами: здесь упа*кованы материалы для новых нарт, стволы бе*рез для стружки - ваты северян и разной длины и толщины лес из лиственницы, ели, ивы. Предметы быта, изготовленные из этих материалов бесценны, долговечны при береж*ном отношении к ним. Относиться расточи*тельно к ним люди не могли и не могут до сих пор, потому что их доставка в тундровую зону Ямала стоила много хлопот и труда, да и этого не позволяет и бережное отношение к приро*де. До сих пор во многих семьях можно встре*тить нарты, хореи, шесты чума, циновки, доски пола чума, которые по своему возрасту отно*сятся к молодым годам наших дедов и бабу*шек - следы их умелых рук до сих пор хранят эти предметы. В 1989 году на выставке при*кладного искусства в Доме культуры газови*ков города Надыма была представлена женская нарта шестидесятилетней Ульяны Анагуричи-Салиндер, которую смастерил ее отец перед ее свадьбой - для своей семнадца*тилетней дочери. У нарты, годами служившей колыбелью детей, уютным местом каюра жен*ского аргиша, полозья с годами превратились в полоски ровной толщины (у каждой нарты концы полозьев всегда делают утолщенными, чего не было заметно у нарты Ульяны Салин-дер).
Тундровой народ всегда спешит по весне перевалить широкую Обь к родным берегам -каждый знает, что вот-вот может разродиться любая важенка вдали от Ямала. Они хорошо знают, что за "Яраиры" наступит "СИЕ НИЦЬ'" - "МЕСЯЦОБМАННОГО ОТЕЛА" -апрель. Да, действительно, это случается на любом берегу Оби.
Первый олененок всегда рискует, потому что апрельские морозы и бураны могут его лишить самого дорого - жизни, не дав узнать имени воего хозяина, ощутить ласкового прикосно*вения его легких, осторожных рук, тем более ласки нежной матери и запаха ее молочка. И действительно так бывает, если новичок не сумеет твердо встать на свои тоненькие ножки по истечению суток, ведь закон естественного отбора в природе по отношению к слабым всегда начеку. Но обычно, по рассказам опыт*ных оленеводов, первый олененок-дитя силь*ной, молодой важенки обязательно противостоит злым натискам и проказам вес*ны.
Рождение первого олененка-это удивитель*ное явление и торжество в семьях людей, оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивленными глазами смотрят на него, даже старые ездовые олени норовят его понюхать, потрогать, даже задеть молодыми рогами и копытами. Но опытная, любящая мать не даст в обиду, своего младенца, она не побоится вступить в поединок с самыми сильными и крупными менаруями-вожаками и гордостью стада. И тут первые снегиречки усядутся в тес*ном кругу вокруг роженицы, ожидая, когда олениха уведет своего младенца с того места, где происходили роды, чтобы полакомиться чем-нибудь на том месте.
После этого дня еще две недели в стаде будет спокойно. Люди и олени будут продолжать любоваться первенцем, месяца сие ниць. Хотя олени по-прежнему днем ленивы, сонли*вы, тихи от солнца, но пастухи будут создавать в стаде еще большее спокойствие. Это они должны делать для того, чтобы не нарушать покой будущих матерей-олених, чтобы у них не вызывать желания отбиться от стада в по*исках укромного места для новорожденного.
Хозяева тундры продолжают приучать к уп*ряжке передовых хабтов, хабтарк, кроме того, опытные пастухи дают уроки молодым в веде*нии хозяйства. Случается возможность олене*водам и получить отгулы за переработанные дни, чтобы заняться ремонтом нарт, хореев, постромок, уздечек, изготовлением шестов для каркаса чума, нарт из новых материалов, если ученики оказались очень надежными. О том, как готовятся те или иные предметы быта, утварь, можно получить подробную информа*цию в книге Л.В. Хомич "Ненцы".
Каким бы ни был "Сие ниць", тундровики дол*жны спешить к привычным местам стоянки весной в родном краю, где должны провести весну. Они по многим приметам знают, что скоро наступит месяц "ТЫ" НИЦЬ'" - "МЕСЯЦ МАССОВОГО ОТЕЛА ОЛЕНЕЙ" - май.
Л.В. Хомич "Ненцы"