Перспективность Полярного Урала

1 Авг 2010
1,421
0
36
#1


Есть ли реальная перспективность развития массового туризма в регионе Полярного Урала? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что представляет из себя регион сегодня. Какие шаги в этом направлении (развития туризма) были сделаны в прошлые годы и куда они привели. Также рассмотрим наиболее перспективные участки, используя систему объективный оценки туристической привлекательности.


1. Рейтинг перспективности склонов Полярного Урала



Портал SOBSKI.RU создал собственный уникальный рейтинг склонов TOP SLOPES SOBSKI используя оригинальную систему оценки перспективности гор IPS. Горы оцениваются по основным объективным параметрам, что позволяет провести сравнение их изначального потенциала и возможности их освоения, в качестве туристических объектов федерального уровня. Что подразумевает привлекательность для массового туризма, при разумном выборе пути развития. За основу была взята именно индустрия горнолыжного туризма, как наиболее массовая и универсальная с точки зрения сезонности.


В связи с созданием в 2014 году на территории ЯНАО Полярно-Уральского природного парка, в рейтинге не рассматриваются некоторые участки, расположенные в границах парка (возможность их освоения на данный момент не ясна). Такие места будут подписаны соответственно.



Для сравнения в рейтинге присутствует горнолыжный комплекс "Октябрьский". Холмы на которых он расположен не имеют отношения к горам Полярного Урала, но это единственный обустроенный горнолыжный комплекс в регионе. Неплохая идея сделать городской горнолыжный склон в начале 2000-х годов, обернулась строительством полноценной туристической базы. Принимая решение возводить подобные объекты, включающие в себя гостиницу, ресторан, кафе, баню-сауну, конструктивно сложный и громоздкий подъемник, и др. в расчет не брали полную туристическую бесперспективность места его расположения. В итоге его посетителями, в основном, являются жители двух ближайших городов — Лабытнанги и Салехард. Реальная посещаемость комплекса, когда его возможности полностью используются, приходиться лишь на выходные и праздничные дни. Но это скорее из-за отсутствия альтернативы и дефицита мест нормального массового отдыха горожан в целом.


Рейтинг TOP SLOPES SOBSKI был разработан именно для того, что бы избежать подобных ошибок в дальнейшем.


Три горы набрали выше 3 балов по системе оценки перспективности IPS и попали в разряд высокоперспективных.





Первое место с большим отрывом заняла гора Леквож, с её огромными пространствами и участками различной категории сложности. Форма горы, панорама окрестностей и типы поверхности делают её узнаваемой и запоминающейся. А характеристики склонов превосходят большинство горнолыжных курортов федерального уровня. Перепад высот и длинна склонов технически соответсвуют правилам FIS (международной лыжной федерации) по установке наиболее требовательной к этим параметрам склона трассы — мужского скоростного спуска. А это значит, что всем остальным дисциплинам горнолыжного спорта и сноуборда, эта гора тоже соответствует. Основной минус — удалённость и отсутствие инфраструктуры. В том районе, кроме технологической дороги, ведущей от Харпа на хромитовый карьер, что на соседней горе, ничего нет.





Второе место
получила гора Поур-Кеу, она немного уступает горе Леквож по перепаду высот и длине склонов, но выгодно отличается разнообразием рельефа. Не смотря на каменистую поверхность, имеет множество участков пригодных для установки трасс, а в случае подготовки склонов их число ещё больше. Необходимость подготавливать поверхность компенсируется близким расположением железной дороги и реки Собь, которые проходят прямо у подножья.






Третье место
занимает участок горы Рай-Из в шести километрах от посёлка Харп. Характеристики склонов это участка значительно ниже, чем у двух лидеров рейтинга. Что не позволяет этому месту стать чем-то особенным в рядах общероссийских горнолыжных курортов. Трассы диной до 1,5 км на двух разных по уровню сложности участках, перепад высот в два раза ниже чем у горы Леквож. Главным плюсом является близость инфраструктуры посёлка Харп. Сам участок расположен на территории Полярно-Уральского природного парка.


Ознакомиться со всеми позициями рейтинга можно здесь




2. Перспективы развития массового туризма в регионе

В своё время для развития массового туризма в нашем регионе и выхода на международный уровень был создан бренд ЯМАЛКАН, который изначально подразумевал организацию ежегодного международного снегоходного марафона.




Позже, под тем же брендом была построена туристическая база на берегу реки Обь, вблизи Салехарда, состоящая из большого здания ресторана, территория перед которым заставлена маленькими домиками (временного жилья), предназначенными для гостей региона и сдачи в аренду всем желающим. Там же расположился прокат мототехники повышенной проходимости для всех желающих. Помимо этого, оттуда же планировалось отправлять всех желающих в горы Полярного Урала, тем самым дублируя услуги оказываемые множеством уже существующих частных туристических компаний, в том числе из других регионов. Желающих оказалось немного.





Опять подвела оценка туристического потенциала. Марафон оказался слишком затратным на фоне экономического кризиса. Прокат техники и туры в горы Полярного Урала остались не востребованными, ни у туристов, ни у местных жителей (т.к. эта ниша уже была заполнена, а принципиально нового ничего не предлагалось). Лишь ресторан продолжает работать, но это опять же из-за дефицита мест нормального массового отдыха горожан (как раз в этой нише ещё много не занятого пространства).



Но ЯМАЛКАН не был уникальным явлением




Экономический кризис и здравый смысл зарубежных инвесторов не дал случиться ещё одному проекту, направленному на развитие туристической отрасли в регионе — Центру Арктического Туризма, открытие которого планировалось на 2015 год.

«Напомним, создание в Салехарде центра арктического туризма обсуждается с 2010 года, тогда же об участии в нём заявлял консорциум Sofi. Предполагалось, что центр будет построен на берегу Оби вблизи столицы региона. Планы правительства по главному туристическому объекту округа грандиозны: общая площадь центра должна составить не менее 750 тысяч квадратных метров, на территории будет расположен отель на 300 номеров, 10 вилл бизнес-класса и 30 коттеджей. Для VIP-гостей предполагалось создать 10 вилл элитного уровня. На территории центра будут расположены рестораны, бары, магазины, SPA-центр, парк ледовых фигур, бар-ресторан изо льда, джакузи под открытым небом и аквапарк с водопадами и искусственными островами. Среди развлечений можно обнаружить сафари на оленьих и собачьих упряжках, катание на лыжах и коньках, гонки на снегоходах, выезды на охоту и рыбалку, посещение стойбищ оленеводов и экспедиции на Полярный Урал.» источник





Опять видно полное игнорирование анализа перспектив туристической привлекательности подобных решений. Попытка перепрыгнуть через несколько этапов планомерного развития региона — сразу к международному туризму. Это всё та же ситуация, когда придумываются услуги на основе выдуманного спроса.
«Отдельного внимания заслуживает цена создания центра. По данным от начала 2013 года, инвестиционная емкость проекта составляла 187,5 млн евро. 100 млн должны прийти от инвесторов, оставшуюся часть покроет ямальский бюджет. Предполагалось, что комплекс будет открыт в 2015 году и окупится в течение восьми лет.» источник


Горам Полярного Урала, как объекту туристического значения, за все эти годы везло меньше, чем салехардскому берегу реки Обь


Все самые известные туристические объекты на Полярном Урале созданы и поддерживаются лишь силами малого бизнеса, и энтузиастами. Это туристическая база в поселке "Полярный", база на станции "Собь" и база на станции "Красный камень". Они заняли свою нишу, хотя и довольно незначительную, в силу неразвитости инфраструктуры региона в целом.
Даже инициатива создания очевидного туристического объекта "Крайняя восточная точка Европы" исходит от частных лиц. Этот проект — объект реального (а не выдуманного) туризма, потому он поддерживается порталом SOBSKI.RU





Получается, что на самом деле, лишь представители малого бизнеса, его туристической отрасли, реально заинтересованны в развитии потенциала Полярного Урала. Они вносят не большой, но всё же реальный вклад в развитие региона. Хотя компенсировать полное отсутствие инфраструктуры они не смогут. А без адекватной и продуманной инфраструктуры, массового туризма в регионе быть не может в принципе, что бы там не строили, на салехардском берегу Оби.

Те, у кого есть возможность что-то изменить, реальной инициативы не проявляли, а лишь из года в год топтались на месте, имитируя бурную деятельность.

Поэтому перспективность развития массового туризма на Полярном Урале остаётся не высокой. Здесь нет такого крупного образующего предприятия как в Шерегеше, Магнитогорске или Кировске, способного постепенно и в рамках коммерческой целесообразности развивать подобные объекты. Расчёт на появление какого-то внешнего инвестора, решившего вложиться в столь отдаленный от крупных населенных пунктов регион, связанный с остальной территорией России неудобной транспортной схемой, тоже маловероятен.

Вывод:


Очевидно, что на развитие массового туризма, принимаемые за все эти годы решения никак не повлияли. На сегодняшний день Полярный Урал остаётся местом лишь индивидуального туризма, главным привлекательным фактором которого, является наличие относительно не затронутых цивилизацией областей, с уникальными природными объектами.


Оригинал статьи на сайте sobski.ru
 
Последнее редактирование: