Вопрос о происхождении ненецкого народа остаётся дискуссионным. Большинство исследователей поддерживает точку зрения, согласно которой ядро современных северосамодийских народов, основные элементы их материальной и духовной культуры сформировались в результате синтеза самодийскоязычных (южносибирских по происхождению) пришельцев и автохтонов Заполярья
(существование их отражено в ненецком фольклоре под названием сииртя, или сихиртя). Влияние автохтонов проявилось в формировании фратриально-родовой организации у сибирских тундровых ненцев, в элементах одежды, жилища, транспорта, В более поздний период (XVII—XIX вв.) в их культуру вошли элементы энецкого и хантыйского происхождения. Сибирские этнографические группы ненцев в меньшей степени, чем европейская, подверглись инокультурному влиянию (русскому, коми).
http://www.gublibrary.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm#pro1
---------- Добавлено в 09:27 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 09:26 ----------
Предки самодийцев, пришедшие в северную тундру, застали здесь древнее аборигенное население. Оно было ими ассимилировано и вошло в состав будущих самодийских народов. Сами ненцы называли этих аборигенов сихиртя (сииртя, сирте), они промышляли рыбалкой и охотой на морского и сухопутного зверя. В ненецких сказаниях сихиртя предстают людьми маленького роста. После прихода ненцев они якобы ушли под землю. Наиболее яркий и полный цикл рассказов о сихиртя встречается на Ямале. Известный исследователь В. Чернецов в одной из своих работ приводит сведения, полученные от стариков, что ненцы рода Вэнонгка, придя на Ямал, столкнулись с людьми — сихиртя, которые жили в землянках и охотились на морского зверя. В первое время ненцам часто приходилось с ними воевать. Однако контакты носили не только враждебный характер. Существуют предания с рассказами, что ненцы и сихиртя вступали в брак друг с другом.
Легенды о сихиртя в определенной мере подтверждаются данными европейских путешественников XVI—XVII веков Стифена Бэрроу и Пьера де Ламартиньера. В своих дневниках они описывают жилища — землянки с каркасом из ветвей или костей, покрытые дерном. Землянки имели только одно отверстие в крыше, служившее и дверью, и дымоходом для очага. Путешественники уже не застали аборигенов Арктики и приписывали эти жилища самоедам-ненцам. Подобные сообщения долгое время не принимались всерьез и считались авторским вымыслом. Однако В. Чернецов, Ю. Симченко, Г. Прокофьев и другие исследователи доказали, что в Приполярье обитала крупная этническая общность охотников на морского зверя и оленя. Ее застали предки ненцев, пришедшие в эти районы. Многие ученые склоняются к мнению, что древние жители Ямала принадлежали к уральской языковой семье, то есть были дальними родственниками пришельцев-самодийцев. Показательно сообщение, записанное А. Шренком у европейских ненцев, о том, что сихиртя «хотя и говорят своим собственным языком, однако же понимают и по самоедски». На полуострове Ямал, очевидно, аборигены сохранялись довольно долго. Например, стоянка Хаэн-Сале датируется В.Чернецовым в первой половиной XVII века.
http://www.gublibrary.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm#pro1