Вечная мерзлота или Подлинная история Города на мысу

14 Фев 2017
407
622
93
#1
Черновик, однако...

1. В начале была река…

В начале была река… Но река была не там, где сейчас, а где-то на тридцать дневных переходов к восходу солнца. Потом землю тряхнуло, небо затянуло, равнины затопило. Когда вода ушла, река оказалась у восточных склонов гор, протянувшихся на тысячу дневных переходов с севера на юг. Где- то в анналах древних богов, побывавших в чертогах мрака, река впадала водопадом в море. Может боги были египетскими или вавилонскими, т.к. своих легитимных богов в пустующих северных землях еще не было.
Много позже, когда древние персы, в очередной раз, пошли грабить египетских богов и их зажравшихся жрецов, а греки победили при Марафоне (не могли ближе к Афинам победить, бежать нынче было бы легче), на мыс, вблизи слияния реки с речкой поменьше, пришли люди. Люди были обычными, в нынешней толпе Города на мысу их можно было принять за гостей как с Южного Урала, так и Северного Алтая.
Когда в греческом Коринфе выбирали знающего ораторское искусство гегемона, а Софокл сочинял «Антигону» - эти люди копали палками землянки у реки, мальчишки ловили зайцев в окрестных перелесках, а косматые мужи охотились на непуганых оленей, заготавливая шкуры для зимнего прикида. Откуда они пришли? Одни шибко ученые мужи утверждают, что с юга по реке спустились. Другие, не менее ученые, заявляют, что всегда здесь жили и являются самыми аборигенными из аборигенов. Я так думаю, позиция зависит от расположения научного центра. Местная арктическая наука себя в обиду не даст… Тем более, что времена нынче либеральные, в НКВД, как Адрианова, не заберут.
Примерно тогда, когда Софокл все-таки вымучил «Антигону», река получила свое первое имя… Может быть Об, от древнеиранского обозначения воды. Ведь известно, что иранцы – прямые потомки т.н. арийских племен, до сих пор помнящие в своих южных весях кудрявые березки и безбрежные речные просторы. Впрочем, в северных краях было не принято высекать историю на каменных плитах и царапать на глиняных табличках, поэтому первое имя реки неисповедимо. Много веков спустя, когда хитровато-тароватые зыряне перевалили за Рубежный камень (Ра-Из), река стала зваться Обь… Здесь даже Кельчин с Сысолятиным согласен, Обь, она и в Африке Обь.
Но вернемся к людям, которые поселились на берегах реки и речки поменьше. Похоже, жили они вольготно и безбоязненно, селения свои особо не ограждали, а на мысу соорудили подобие коммунального святилища, где хорошо устроились местные жрецы и их искусные подельники. Опиум для народа поставлялся за пищу и, главное, за сырье, из которого изготовлялись сакральные поделки. Прямо скажем – искусно изготовлялись, с выдумкой и мастерством. Вполне вероятно, что была и компиляция, но в каком искусстве её нет… Порой, наприехавшие искусствоведы, с трудом отличают древнеиранские фигурки от копий местных умельцев. Это, как нынче, Бекшенев у Тимергазова что-то подсмотрел, но свой штрих сугубо индивидуальным почерком внес.
Что касается древних иранцев и примкнувшим к ним прочим грекам, то без всяких многобюджетных исследований можно сказать, что они знали как о реке, так и прилегающих северных землях. Ведь один из притоков нынешней реки Урал, между прочим, впадающей в Каспий находится буквально в нескольких метрах от притока реки Тобол, а понятие перевалить через волок, в те времена, было обычным при планировании дальнего речного путешествия. Впрочем и нынче путешествие из Города на мысу в Тобольск является обыденным явлением. Может и найдется у нас свой Афоня Никитин, который пропутешествует на какой-нибудь «Казанке» до Хвалынского моря (не будем его Хазарским обзывать).

2. Острог на мысу

Где-то во времена, когда римляне рушили Карфаген, люди покинули мыс с коммунальным святилищем. Куда ушли, ныне неведомо… Одни ученые мужи утверждают, что дошли с южными соседями аж до нынешней Венгрии; другие пишут, что ассимилировались с очередными пришельцами.
Потом были времена, сродни темным векам в истории нынешней Англии, и незнаемым в истории России.
А где-то в средние века в устье речки возник городок народа, который нынче зовется ханты. Но об этом чуть позже…
А пока вспомним историю нынешнего Города на мысу. В исторической статье на официальном сайте Салехарда написано "...русскими казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова в 1595 году заложен Обдорский острог". Какой идиот это написал и какими источниками пользовался? Действительно, в исторических документах, свидетельствующих возникновении острога, позднее названного Обдорским, значится, что заложил его воевода Никифор Траханиотов. Точно известно, что прибыл он сюда с отрядом стрельцов и, по всей вероятности, примкнувшими ясачными кодскими остяками. Отуда взялись казаки, когда Траханиотов набирал свою дружину в северных русских городках? Случилось это в завершающие годы правления царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, последнего царя из легендарной династии Рюриковичей. Год этот в мировой истории примечателен первой публикацией знаменитой карты Меркатора, экспедицией английского мореплавателя Френсиса Дрейка в Вест-Индию, появлением первых пьес Шекспира. На южной границе Руси в том же году был возведен город-крепость Белгород, а шурин царя - Борис Годунов заложил первый камень в башню Смоленского кремля.
Свидетельств о личности основателя Обдорска, так стал называться Город на мысу, воеводы Траханиотова очень мало, известно лишь то, что был он в тот период Березовским воеводой. Считается, что род российских Траханиотовых является продолжателем древнегреческой династии Траханиотисов, пришедших на Русь в 1473 году в свите царевны Софии Палеолог, вовремя выскочившей замуж за Великого князя Иоанна Третьего. Тогда Великий князь и пожаловал боярским званием братьев Дмитрия и Юрия Мануиловичей и "велел им себе служить". В 1506 году Юрий Траханиотов значился главным печатником при Великом князе Василии Ивановиче (фактически, министром информации). Сыну Юрия Траханиотова - Василию была пожалована вотчина на реке Клязьма в Московском уезде. Он упоминается в документах как первый ее владелец. Никифор Васильевич Траханиотов, внук царского печатника, поначалу стал стольником, затем исполнял воеводские должности в Сибири и активно участвовал в покорении бывшей вотчины Кучума. По всему видать, углядел в нем российский самодержец удачливого менеджера…
В начале 1593 года развернулось наступление против враждебного России пелымского князька Аблагирима. Для этой цели в Чердыни началось комплектование отряда, одним из двух воевод которого был назначен прибывший из Москвы Никифор Траханиотов. Сопротивление Аблагирима было сломлено, подвластная ему территория вошла в состав России. Летом 1593 года участники отряда начали строительство Пелымского городка на берегу реки Тавды. Затем Траханиотов должен был следовать на "Березов остров", где выстроить городок. В том же году Никифор Траханиотов заложил Березовский острог.
В 1595 году, уже в качестве Березовского воеводы, Никифор Траханиотов закладывает Обдорский острог, как форпост против "разбойной самояди", в том числе и "карачейской" (ныне известный род Харючи). Заслуги воеводы были отмечены и его переводят в центральные районы страны. В боярских списках 1606-1607 годов Траханиотов уже упоминается воеводой в Вологде.
На склоне лет воевода Траханиотов возвратился в свою вотчину на речке Клязьме под Москвой, куда входило до десятка деревень. Любопытно, что ближайшим соседом Никифора Васильевича являлся юный князь Юрий Сулешов, позже, в 20-х годах 17 века исполнявший должность Тобольского воеводы. По моему мнению, именно Сулешов приказал заложить Собскую заставу в устье реки Соби, контролирующую торговый "чрезкаменный путь" через Полярный Урал. По всему видать, долго служивший в Сибири сосед много рассказывал юному князю о бескрайних, суровых и таинственных сибирских просторах, потому что через несколько лет Сулешов отправился справлять службу царскую в Западную Сибирь и во время своего воеводства велевший заложить заставу напротив Обдорского острога. Что касается рода Траханиотовых, то сегодня только один населенный пункт Московской области - село Траханеево напоминает о древнем роде, да в истории нынешнего Города на мысу упоминается, что острог на высоком берегу реки Полуй, впадающей через полтора километра в Обь, был заложен воеводой Никифором Траханиотовым, штатным царским чиновником, а не какими-то мифическими "назовцами".

Кстати, Город на мысу разными историками обзывается то острогом, то городком… Следовало бы знать, что острогом называли населенный пункт и крепость, огороженный остро заточенными и вертикально стоящими бревнами. А городком – населенный пункт, огороженный городнями, т.е. срубами, заполненными камнями и землей. Поэтому Город на мысу – это острог!




(Продолжение следует)
 
Последнее редактирование:
14 Фев 2017
407
622
93
#2
3.Пулноват-вош

В устье Реки, в средние века жили ханты, ведь неспроста почти все здешние топонимы (гидронимы) хантыйские. Ни русские, ни ненцы, а также сибирские татары и зыряне здесь постоянно не проживали. Только ханты в достопамятные времена создали на одном из речных мысов речки зимний городок Пулноват-ваш (Пулн-ават-ваш). Место было удобное при обустройства запоров для ловли рыбы, по берегам рос какой-никакой лес с обилием дичи… Возникший позже русский острог особых хлопот не приносил, но служил надежной защитой от набегов ненецких ватаг.
После «завоевания» Сибири Ермаком и основания ясачных острогов, русские лишь раз в год высылали «отъезжие караулы» для сбора ясака; зыряне тайком пробирались чрез Камень, чтобы выменять русское железо и пермскую соль на драгоценную рухлядь; татары спускались летом на лодьях поторговаться с местным населением бухарскими товарами; ненцы зимой делали разбойничьи набеги на хантыйские стойбища за женками и железными котлами. Так и жили лет 50-70, в полном средневековом беспределе.
Свою независимость хантыйские княжества самоотверженно отстаивали почти до середины 17 века, нападая на передовые отряды стрельцов и осаждая русские городки. В 1607 году Обдорский князь Василий и Ляпинский князь Шатров Лугуев с отрядом в 2 тысячи человек осадили Березов. В 1631 году Обдорский князь Мамрук подстрекал "ючейских самоедов" напасть на Мангазею. В 1662 году Обдорский князь Ермак Мамруков поднял против русских все остяцкие волости Березовского уезда. Остяки отказались платить ясак и пытались возродить самостоятельность княжеств. Березовский воевода с трудом подавил восстание и Ермак с "лучшими людьми" были повешены в Березове. Легенды и предания о свободолюбивых князьях и удачливых богатырях до сих пор хранятся в памяти народа ханты, поддерживая самосознание и национальный дух.
После замирения мятежных обдорских князей из рода Мамрукова, в окрестностях Обдорского острога стал править хантыйский князь с тюркско-монгольским прозвищем Тайшин (тайша – вождь, старейшина). Но он уже был «замиренным» и никакой опасности не представлял. Поэтому русские стрелецкие сотники и казацкие атаманы почти два века имели здесь дело с народом ханты и его полномочными представителями – куноватскими Артанзеевыми и обдорскими Тайшиными. Поэтому тобольские воеводы были спокойны за низовья Оби... Правда, занозой была... златокипящая Мангазея.

О сыне крымского бея, воеводе Тобольска

Долина речки Альмы — один из самых благодатных районов Крыма. Здесь, в предгорьях Крымских гор, в средние века цвели сады и располагались загородные дворцы ханских вельмож. При ханах из рода Гиреев землями здесь владели и беи из рода Яшлы, входившие в 50 самых знатных семей, имевшие наследственное право заседать в Диване. В XVI веке люди из рода Яшлы преуспели на дипломатическом поприще, в частности, регулярно возглавляли посольства на Русь. Вполне естественно, что возникли неформальные связи с русскими князьями и боярами, в результате которых один из беев остался на службе в Москве. Звали бея Сулеш-бика Джиган-шах. Получил он вотчину в Бежецком уезде и права сродни княжеским.

Сын его, князь Юрий Яншеевич Сулешов, женившись на Марии Салтыковой, породнился с Романовыми, впоследствии чего и получил доступ на высокие государственные посты. Правда, военная карьера его не удалась, но административная — достойна восхищения. Сулешов руководил важнейшими приказами в Москве, в том числе и Разбойным, но более всего проявил себя воеводой в Тобольске — тогдашней столице Сибири.

В 1623 году князь Юрий Яншеевич Сулешов отправился воеводой в Тобольск «для обновления и для заводу», т.е. говоря современным языком, для наведения должного порядка на недавно приобретенной Россией земле. Много полезного сделал он в административной и экономической области, но остановлюсь лишь на одном его начинании, прямо относящемся к теме повествования. Молодой воевода официально утвердил торговый путь в Сибирь «чрез Камень», проходивший по руслу реки Собь на Полярном Урале. В этом отношении он выгодно отличался от своего предшественника князя И.С. Куракина, опасавшегося допускать проезд торговых и промышленных людей по новым дорогам. Дело в том, что «государев путь» в Сибирь проходил по югу Урала (Камня), в районе Верхотурья, где стояли многочисленные таможенные и сторожевые посты, чтобы не упускать государеву выгоду.
Вполне естественно, что на открытом теперь северном пути «через Камень» следовало поставить крепкую заставу. Как свидетельствуют исторические документы, «при царе Михаиле Федоровиче» на реке Собь такую заставу учредили, как раз супротив Обдорского острога и назвали ее Собской. Было это, по всей вероятности, как раз при воеводстве Сулешова. Ведь не мог он, при его административных способностях, открыв новый путь в Сибирь, не подумать о его охране. И когда его двоюродные братья стерегли перевалы Крыма, Юрий Яншеевич заботился о перевалах Полярного Урала.

4.Древний путь

Впрочем, путь «чрез Камень» по руслу реки Собь был известен задолго до его официального открытия воеводой Сулешовым. Как свидетельствует известный русский историк С.В. Бахрушин в своих «Научных трудах», «Чрезкаменный путь» хорошо знали новгородцы еще а XIV веке, а может и раньше. Начинался он на Печоре и проходил по руслам Усы-Соби (европейской) — Ельцу — Соби (сибирской). От устья Ижмы до Обдорска путешественники добирались летом за 5-6 недель.
На этом пути существовал на Урале Роговой городок (остяцкий Сускар) в верховьях Усы, где, по словам царской грамоты 1607 года, пустозерцы торговали с «зауральской самоядью». На самом перевале, судя по «карте Ремезова», существовало ещё одно «городище», очевидно, остатки какого-то зимовья, а может здесь и стоял «отъезжий караул» от Собской заставы. Но об этом чуть позже.
Оживленное движение «через Камень» обратило на себя внимание Москвы ещё в конце XVI века, и при царях Федоре и Борисе в устье Соби (несколько выше) был поставлен острожек «для приезжих торговых людей и десятиной пошлины». Но он просуществовал недолго, и в царствование Василия Шуйского острожка уже не существовало, чем пользовались поморские промышленники для беспрепятственного проезда в Сибирь, минуя Березов и Тобольск.
Только при царе Михаиле Федоровиче возникла Собская застава как таможенный и сторожевой пункт. По всей видимости, он представлял из себя небольшой острожек, где за бревенчатой стеной с несколькими сторожевыми башнями располагалась просторная изба для служилых людей, изба для приезжих, лабаз и, вероятно, банька.
Вскоре Собскую заставу (видно, функции выполнялись одинаковые) обьединили под единое руководство с Обдорским острогом. До 1635 года сюда для сбора таможенных пошлин присылались письменные головы, поддьячие и целовальники из Тобольска. Но с 1635 года, ввиду важности обеих застав, двум таможенным головам, посланным с Руси на Березов, было предписано летом ездить «на Обдорь» для руководства заставами, и этот порядок сохранился в последующее время.
Таможенные головы, приехав на Собскую заставу и на Обдорскую, посылали целовальников, в основном, из служилых татар, вместе со стрельцами и казаками на «отъезжие караулы». Вероятно, такой караул был и где-то на самом перевале. Активная деятельность обеих застав продолжалась только летом, с июня по август, потому что «в сибирские городы тою дорогою зимою никто не ездит».
В 1642 году о Франции умер кардинал Ришелье, рекомендовав королю в качестве главы государства кардинала Мазарини.

5.Как «изимали беглых воров»

А ездили дорогой «чрез Кзмень» люди всех сословий и по разным надобностям. Служилые люди города Березова в 1679 году, обращаясь к царю с челобитной о жалованье, вспоминали, что «во 182-м году мы … на Собской заставе изимали беглых воров станицы Стеньки Разина астраханца Бориска Голышенкова да Мишку Черновского с товарыщи 10 человек». Печальная участь ожидала задержанных. Б. Голышенков и М. Черновский «на Березове вершены, а Макушка с товарыщи 8 человек везли до Сургута».
Челобитная эта свидетельствует о том, что на заставе служилого люда было никак не меньше двух-трёх десятков. А то они вряд ли смогли бы «изимать» десяток видимо вооруженных соратников Стеньки Разина. С другой стороны, можно только поражаться организации сыска в средние века на Руси. Ведь надо было письменно изложить приметы «воров» и разослать их своевременно по всем заставам.
Шли через Собскую заставу не только купцы, но и «гулящие» люди. Так в средние века называли на Руси вольных людей, незакрепощенных, по той или иной причине оказавшихся за пределами своего сословия. Часть из них бежала от помещиков-бояр и надеялась зажить в Сибири вольной жизнью. Если гулящие люди шли Собской заставой, с них брали явочную головщину (налог с одного зарегистрировавшегося на заставе путника) по алтыну, т.е. дороже, чем на юге. С тех, кто проходил, например, Чусовскую заставу Верхотурского уезда, брали по три деньги.
Впрочем, через Собскую заставу шли люди, в основном, не бедные. Дело в том, что северным путем обычно возвращались из Сибири, уже наторговав «мягкой рухлядью». Например, летом 1641 года на Обдорской заставе гулящий Кузьма Омельянов явил на продажу 4 лодки, оцененные в 40 рублей, большую по тем временам сумму. В том же году Обдорская таможня зарегистрировала 379 гулящих людей. Большая их часть прошла именно через Собскую заставу.

6.Пустозёрские разбойники

Путь «через Камень» был сопряжен со многими опасностями. Он шел по обширным и безлюдным пространствам. «Дорога прохожая, нежилая людьми, пустое место». Поэтому купцы и промышленники сколачивались еще в Обдорске и на Собской заставе в крупные партии и переваливали «Камень» многолюдным караваном. Однако и это не спасало их от разбойников, для которых торговые люди были богатой добычей.
В 1640 году торговые люди били челом царю Михаилу Федоровичу на «березовскую и пустозерскую самоядь», грабившую «государеву казну» на перевале. Грабежами караванов прибавлялась и "карачейская самоядь", предки нынешнего уважаемого рожа Харючи. От их рук погибло много служилых людей, сопровождавших купцов. Вполне вероятно, что кроме «самояди» на дороге разбойничали и гулящие люди. Да и жители Пустозерска, оставшегося в стороне от оживленного торгового пути, могли выходить на разбойный промысел.
Несмотря на неудобства и опасности «чрезкаменного пути», в течение всего XVII века он оставался «большой сибирской дорогой». В 1638-39 годах «в Собском устье и на Обдорской заставе было с Руси торговых и промышленных людей 919 человек», а в следующем году — 745. Однако в 1695 году через Собскую заставу проехало всего 233 человека. Связано это с тем, что путь через Верхотурье стал более удобен и безопасен, да и контролировать его было легче.
В 1704 году Петр I своим указом предписал ездить в Сибирь и обратно исключительно через Верхотурье. В последний раз упоминание о Собской заставе содержится в указе 1722 года, где сказано «чтоб чрез Березов и Собскую заставу как в Сибирь, так и из Сибири отнюдь никого не пропускать». Но застава, вероятно, существовала еще несколько лет, чтобы осуществлять тот самый приказ — «не пускать».
Вполне вероятно, что где-нибудь в прибрежных зарослях тальника существуют остатки срубов и другие следы средневекового сторожевого поста на древнем пути «чрез Камень».

---------- Добавлено в 17:06 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:37 ----------

7.Ваули Пиеттомин (Вавлё Ненянг)

Перескачу через столетие и немного расскажу об одном из тундровых мятежников и, не побоюсь этого слова, ненецком народном герое - Ваули из рода Ненянг. Вот, например, в столице Башкирии Уфе есть памятник народному герою Салавату Юлаеву, во Владикавказе - памятник Косте Хетагурову, а в Салехарде нет памятника Ваули Пиеттомину... Почему?
Может нынешние жители Ямала не знают, кто это? Может ненцы забыли о своем герое?
В середине 30-х годов 19 века в низовой стороне Оби и Таза вспыхнуло восстание самоедов под руководством Ваули из рода Ненянг, носившего прозвище Пиеттомин. Восстание охватило обширный район от Тазовской тундры до местностей, примыкавших к Обдорску. Численность отряда Ваули доходила до 400 человек, количество для малолюдной тундры весьма значительное. Добавьте еще несколько сот ездовых оленей, обоз и это тундровое войско представится серьезной силой. Восставшие захватывали оленей у богатых родовых старшин, не признавали поставленного царским правительством главу края остяцкого князя Тайшина, выступали против уплаты ясака. Более десяти лет они держали в страхе русских чиновников и купцов. Лишь в январе 1839 года Ваули обманом удалось арестовать. Березовский уездный суд приговорил мятежника к наказанию кнутом и ссылке на каторгу. Однако Тобольский губернский суд каторгу заменил ссылкой в Сургут.
Многих, кто изучал восстание Ваули Пиеттомина, поражал либерализм губернских властей, отменивших довольно суровое наказание Березовского суда. Ведь на каторгу посылали в Восточную Сибирь, на рудники. Откуда обратной дороги не было. Губернский суд назначил "разбойнику" Ваули всего 20 ударов кнутом ( порты подтянул и дальше пошел) и рекомендовал поселить недалеко от прежнего места жительства. А где поселиться, в тундре, вестимо...
По моему мнению, причина мягкого приговора такова: как раз в 1839 году основные губернские чиновники переселялись в Омск, ставший центром генерал-губернаторства. В Тобольске остались чиновники второстепенные, в основном из бывших декабристов во главе с гражданским губернатором Талызиным. Именно они и решили судьбу бунтаря-тундровика, восставшего против царя. Решили по своему демократическому убеждению. Кстати, в начале 30-х годов председателем губернского правления был декабрист А.Н. Муравьев. Вряд ли в своем ведомстве он держал держиморд.
Ваули бежал из ссылки. Второй раз его опять, обманом, захватили в Обдорске в 1841 году. Решением суда было предписано "...назначить в Восточную Сибирь на бессрочную ссылку", т.е. на каторожные работы. А где, собственно, мог содержаться Ваули? Императорский указ от 17 августа 1820 года определяет, что "...ссыльные в Сибири разделяются на два рода: 1-й, ссыльные в работу или каторжные; 2-й, ссыльные на поселение". Устав о ссыльных 1822 года в первом же параграфе определяет: "Ссылка в Сибирь есть двоякая: 1. В каторожную работу, 2. На поселение". Царская бюрократия была пунктуальной, виды наказания всегда точно соответствовали установленным местам заключения. Известно, что Ваули сослали именно на каторожные работы. В Восточной Сибири местом работы каторожников были только Нерчинские рудники: Петровский завод, Александровский завод, Акатуйский острог. Самым страшным местом заключения слыл акатуйский серебряно-цинковый рудник, где смертность заключенных была самой высокой. В 1841 году, в год ареста Ваули, в Акатуйском остроге было 130 заключенных, в своем большинстве осужденных за убийства, неоднократные побеги с каторги, в том числе и разбойничьи атаманы. Ваули, причисленный судом к "разбойникам", вероятнее всего подходил под эту категорию и мог попасть именно на этот рудник. Поэтому следы его пребывания искать следует в тех краях, а именно в архивах Читы, где сейчас хранятся документы каторжных острогов восточной Сибири. Помню, еще в конце 50-х годов в Салехарде, на улице тов. Ленина, на спуске к пристани, стоял вросший в землю дряхлый домик, в котором, по преданию старожилов, обманом захватили Ваули Пиеттомина.
А ненцы его помнят и чтят...
(Продолжение следует)

---------- Добавлено в 18:02 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 17:06 ----------

8.Зыряне Обдорска

Есть на Ямале такое понятие – коренное старожильческое население. Введено хитроумным путем при приснопамятном неёловском идеологе Лехе Артееве, введено для местных коми, некогда ижемских. Правда, кое-какой резон был. Коми-зыряне переселились в низовьях Оби с Севера европейской части России где-то в середине 19 века. Переселение было вызвано падежом оленей и истощением пастбищ в долине реки Ижмы. Вот как писал о них известный финский путешественник А.Алквист в книге "Среди вогулов и остяков", вышедшей в 1885 году в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки): "Тому, кто знаком с этнографией уральских народов, покажется, конечно, странным, если он услышит разговор о зырянах на нижней Оби, ибо он знает, что этот народ проживает непосредственно к западу от Урала между реками Печёра и Двина. Однако, и восточнее Урала имеются зыряне, которые переселились сюда из Мезенского округа Архангельской губернии, но которые не имели права поселяться здесь навсегда, а только получили разрешение остановиться здесь с паспортом, равным паспорту путешественника." Однако, как говорится, где песец не пролезет, там зырянин протиснется...
Уже во время путешествия А.Алквиста зыряне образовали в низовьях Оби крупные села, такие, как Мужи, а в Обдорске составляли около трети населения. И сегодня, в 21 веке, на улицах Салехарда можно увидеть зырянку в старинном новгородском наряде 12-13 века. Но вернемся к свидетельствам Алквиста. "Этот народ уже в 14 веке был завлечен Стефаном Святым в христианство. И, как видно это обращение было проведено с большой серьезностью и неменьшим успехом, по крайней мере, если судить по современным зырянам, которые по набожности могут сравняться только с русскими, а в нравственном отношении и далеко превзошли их. Но помимо религии и помимо того, что они сохранили свой собственный язык, кажется, что с течением времени они усвоили образ жизни и одежду северо-русского народа. Они - мужчины и женщины - очень искусны в домашних ремеслах и благодаря их природной склонности к торговле широко известны в северной и средней России..."Во время гражданской войны коми-зыряне преимущественно оказались в рядах белой армии. В армии генерала Миллера доблестно сражался 10-й Печорский полк, сформированный в основном из коми-зырян. Его части воевали на зауральском и пермском направлениях. В ноябре 1919 года они заняли Березов Тобольской губернии. Березовский уезд был включен в состав Северной области. Большая группа коми белогвардейских солдат была награждена Георгиевскими крестами и медалями за храбрость в боях. Так, старший унтер-офицер Л.Чуркин, младший унтер-офицер П.Рочев и ефрейтор М.Филиппов были награждены Георгиевским крестом 4 степени "за то, что в бою 30 ноября 1919 года при деревне Искор под действительным и сильным пулеметным и ружейным огнем противника, за убылью офицеров, приняв командование на себя, восстановили порядок в части". Георгиевским крестом 3 степени были награждены старший унтер-офицер М.Пыстин, который "будучи опасно ранен, остался в строю и принял участие в бою", и стрелок М.Артеев, "который выдвинул пулемет на опасно-близкую дистанцию и действием его поддержал атаку". Георгиевской медалью 4 степени был награжден санитар А.Терентьев, "выказавший выдающееся самоотвержение и мужество, оказывая помощь раненым".
Мало кто сегодня знает о том, что легендарный полярный исследователь Владимир Александрович Русанов в 1901 году за активную работу в социал-демократическом кружке был сослан в Вологодскую губернию. В ссылке он впервые познакомился с Севером, путешествуя на лодке по рекам Печерского края. Впоследствии по материалам этого путешествия он написал этнографический труд "Зыряне". Поэтому можно с уверенностью сказать, что Русанов не раз ночевал в таежных зырянских избушках на берегах Печеры. К сожалению, научная работа будущего полярника, посвященная коми-зырянам, почти неизвестна современным этнографам.
Что касается меня, когда утром иду на работу и встречаю нескольких зырянских женщин, торопливо бегущих в интернат в своих традиционных зырянских нарядах, на глаза слезы наворачиваются (старею). Ведь сохранили и уберегли! А когда сейчас, зимой, вижу приезжающих на рынок Салехарда женщин-зырянок из Катравожа и Восяхово, в своих праздничных одеяниях, нет предела восторгу!!!
 
Последнее редактирование:
#3
В начале была река…

В начале была река…
На склоне лет воевода Траханиотов возвратился в свою вотчину на речке Клязьме под Москвой, куда входило до десятка деревень. Любопытно, что ближайшим соседом Никифора Васильевича являлся юный князь Юрий Сулешов, позже, в 20-х годах 17 века исполнявший должность Тобольского воеводы. По моему мнению, именно Сулешов приказал заложить Собскую заставу в устье реки Соби, контролирующую торговый "чрезкаменный путь" через Полярный Урал. По всему видать, долго служивший в Сибири сосед много рассказывал юному князю о бескрайних, суровых и таинственных сибирских просторах, потому что через несколько лет Сулешов отправился справлять службу царскую в Западную Сибирь и во время своего воеводства велевший заложить заставу напротив Обдорского острога. Что касается рода Траханиотовых, то сегодня только один населенный пункт Московской области - село Траханеево напоминает о древнем роде, да в истории нынешнего Города на мысу упоминается, что острог на высоком берегу реки Полуй, впадающей через полтора километра в Обь, был заложен воеводой Никифором Траханиотовым, штатным царским чиновником, а не какими-то мифическими "назовцами".
я ж говорил, что казаки тут вообще ни при чем в закладке города...
 
14 Фев 2017
407
622
93
#4
9.Служилые люди Сибири и Обдора

Настало время поговорить и о роли служилых людей в истории Города на мысу. Опираться будем не на мифы и коньюктурные «хотелки», а на исторические факты из сохранившихся письменных источников. В свое время, сибирский ученый историк и естествовед В.Н.Скалон, обобщив материалы биографического характера об освоении Сибири и полярных мореходах, пришел к выводу, что «движущей силой, истинным исполнителем всех русских предприятий в Сибири был служилый человек». Не соглашаясь с послереволюционными взглядами на «завоевание Сибири», как результат случайного, хаотического движения казачьих отрядов (у автора «шаек»), закрепляемых как попало властью», В.Н. Скалон отметил, что «важнейшие меры по освоению территорий всегда имели элементы государственной организованности».
Известный полярный историк М.И.Белов также пришел к выводу о большой роли государства в освоении Сибири в XVII –XVIII веках, выразив свое несогласие с С.В. Бахрушиным, полагавшим, что главное значение в покорении Сибири имели стихийные действия торговых и промышленных людей.
Что любопытно, в истории создания Березова говорится « …ставили-де Березов-город и прежней острог воеводы Микифор Траханиотов да князь Михайло Волконский, да голова Иван Змеев во 101-году ратными людьми з земель вятчаны, да пермячи, да вымичи, и усольцы и служилыми людьми всей ратью, а с ыных которых городов служилые люди были ль, и тово в том городском списке не написано». О казаках … ни слова. Почему? А потому, что Н.Траханиотов со товарищи был послан закладывать Березов из Москвы, через Чердынь, ратных людей набирал по пути, в северных городах, чрез Камень перешел минуя Тобольск. Потом, через два года он основал Обдорск. Откуда появился миф о том, что Обдорский острог основали казаки, неисповедимо (ну, если казаками считать кодских ханты или чердынских вогулов).
Государственную власть в Сибири изначально представляли служилые люди: воеводы, дьяки, дети боярские, стрельцы, городовые казаки, служилые татары… Ведь после вынужденного ухода из Сибири казаков - соратников Ермака, которых осталось всего несколько десятков, «ермаковы казаки» вернулись вместе с отрядом «государевых служилых людей», в несколько раз превышавшим их по численности, уже будучи подчинены царским воеводам. Так, в первой из сохранившихся «именных книг» г. Березова за 1627—1628 гг. примерно из 300 служилых людей 19 обозначены как «донские казаки». Возможно, раньше их здесь было гораздо больше — такой вывод напрашивается в связи с записью в «именной книге» г. Тары: «Казаки... которые переведены с Березова, донские, четыре человека». Как бы то ни было, но к середине XVII века лишь два березовских служилых значились «донскими казаками». Историки отмечают, что основу служилых людей составляли стрельцы, которые направлялись в Сибирь, в основном, из северных городов России: Великого Устюга, Каргополя, Холмогор, Вологды… Только в 1635 году из этих городов было послано в Сибирь около 1000 ратных людей. Например, в 1630 году в Тобольске, согласно окладной книге жалованья, количество служилого населения составляло: дети боярские и начальные люди – 48, «литовцы» -116, новокрещены -30, конные казаки – 71, пешие казаки -107, стрельцы -100, пушкари – 6, служилые татары -252. Т.е. пешие и конные казаки составляли 23,7 процента всего служилого сословья главного города Сибири.
Следует отметить, что в списках служилых людей казаков и стрельцов часто перечисляют в одном списке, например, в Верхотурье все именуются стрельцами, а в Сургуте –казаками. О равном положении стрельцов и казаков, прежде всего, свидетельствует одинаковый характер их служебных (государственных) обязанностей, тождество окладов жалования, привилегий и т.п. В Тюмени и Таре стрельцов и казаков вообще определяли в один приказ под началом «стрелецкого головы». Как утверждал М.И.Белов, «разделение стрельцов и казаков отдельными историками лишний раз свидетельствует о крайне слабом знании ими приборного войска России в целом и Сибири в особенности». К тому же, сохранение казачьей организации и терминологии у сибирских служилых людей до конца XVIII века имело лишь морально-психологическое значение и постепенно стало данью традиций, т.к. стало возможным указом воеводы верстать стрельцов в казаки и обратно.
Из всего этого следует, что казаки составляли, примерно, около трети, а то и меньше, служилого населения Западной Сибири в в XVII –XVIII веках.
Вообще, документы тех лет считают казаков единицами. Например, в расходной книге Тобольска 1635/36 г. значится, что один тобольский пеший казак в 1635 году «посылан был на Собскую заставу и, назад идучи, остался на Березове и стал в службу», другой в 1631 году самовольно остался в Мангазее, третий в 1640 г. на Таре… Дезертировали, однако. Сибирские казаки, разбросанные по острогам и крепостцам, бывало, участвовали в «разбоях» и «смутах». Казак «Ивашко Романов», читаем в окладной книге Березова 1651/52 г… - выехал за государственной казной к Москве и на Березов не бывал –заворовался и посажен на Руси в тюрьму». В именных книгах достаточно подробно говорится об обстоятельствах бегства (дезертирства) казаков. Например, по данным тобольской расходной соляной книги 1636/37 г. из 55 беглых казаков 9 человек бежало непосредственно из Тобольска, а остальные - из мест отъезжих караулов.
Часто казаки становились «ворами». Собирая ясак, они, порой, не забывали и о своей мошне. Небезынтересны обстоятельства «отставки» тобольского пешего казака Г.Овдокимова в 1643 году. «В нынешнем… году по памяти из разрядного стола Гришка Овдокимов, по скаске тобольских служилых людей… пришел в Енисейский острог, а из Енисейского острога пошел для соболиного промысла и для того от службы оставлен». Часты были случаи и отказа казаков от «служб», особенно на отъезжие караулы далеко на Север и на южные соляные промыслы, где они могли погибнуть. Хотя из того же Сургутского острога в 1689 году лишь 2% казаков побывало за свою жизнь на «дальних службах». Уверен, напряженность службы казаков Обдорского острога была примерно такой же... Кстати, думаю, что с упразднением Мангазеи Обдорский острог был заброшен и его функции перешли к Собской заставе.
Поэтому, выпячивание роли отдельных категорий служилых людей, например, казаков в освоении Сибири, в том числе и низовьев Оби, является банальной попыткой фальсификации истории освоения Сибири. Врут, однако...

В это время в Китае пала династия Мин...
 
Последнее редактирование:
#6
На ... ладно, скину десять прОцентов от 100, а всё остальное бред, а так ну , в целом удобоваримое для кого-то подмена фактов и т.д., но ... я такую же хрень читал ещё в 90-х, и, кстати, более доказательную базу поводили... видимо кому-то снова надо что-то для кого-то доказать ... Особенно улыбнуло про Ненянга... ну прямо Ленин на Ямале...

Историки - Бахрушин, Белов:ROFL::ROFL::ROFL::ROFL::ROFL::fool::fool::fool:

---------- Добавлено в 00:01 ---------- Предыдущее сообщение было написано Вчера в 23:54 ----------

9.Служилые люди Сибири и Обдора

В это время в Китае пала династия Мин...
Шайтан, где взял эту инфу? Ах ну да, данастия Мин в Китае,к тому же... а чего же не упомянул что было в Европе в это время, мудрец? :fool:А в Египте вообще был полный трындец...
Без источника, документального, это всё полный фуфел, на который даже лениво отвечать

---------- Добавлено в 00:03 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 00:01 ----------

Что-то официальные (наприехавшие) "историки" Ямала затаились...
Ответил... отвечать на это всё нечего... что-то где-то скопилированно, стырено и т.д. :smile:
 
14 Фев 2017
407
622
93
#7
Читай и молчи, пока... Мамин "историк"... Скоро и до тебя доберусь...

«Нян» и «хатань охчам»

Ханты, издавна проживающие в окрестностях Города на мысу, поддерживали тесные связи с близлежащими народами: крали друг у друга невест, воевали, торговали и т.п. Русское, ненецкое, зырянское влияние на этот праздник средневековой жизни уже изучено. Однако, на протяжении нескольких веков, как до Ермака, так и после, ханты тесно общались и с южными тюркскими народами и, в частности, с сибирскими татарами. Факт этот особо не изучался, а где и упоминался, то в негативном плане, дескать, татары оказывали сугубо отрицательное влияние на обских угров. При этом ненавязчиво подчеркивая, что как раз Ермак и освободил их от тяжкого татарского «ига». Однако, не все так просто… Свидетельством этому являются многочисленные татарские заимствования в языке ханты. Если ученый-лингвист А.Н.Баландин, в свое время, выявил около 100 русских заимствований в языке ханты, то венгерская лингвистка Эва Шал выявила более 100 татарских заимствований. Например, «нян»- хлеб, «ханзя» -курительная трубка, «юрты» - селение и т.п. Еще в 19 веке по берегам Оби были разбросаны хантыйские юрты –Карымкарские, Шурышкарские и, даже, заполярные Аксарковские. А около самого Города на мысу княжил исконный хант с татарско-моногольским прозвищем Тайшин. Т.е. татарское влияние на народ ханты было равнозначным русскому или ненецкому.
Например, сильное влияние оказали татары и на культуру, быт обских угров, например, на предметы одежды, украшения, как женские, так и мужские. В частности, татарский суконный кафтан «сукман» прижился у южных ханты… Покрывать малицы сукном обские угры также научились у сибирских татар. В качестве головного убора хантыйские женщины использовали косынку – «хатань охчам» или «татарский платок». Использовали ханты и круглые татарские шапки «тахья»…
Если в плане государственном обские угры были ясачными поданными татарских ханов, то в экономическом поддерживали достаточно взаимовыгодные торговые связи. Татарские купцы еще в начале средних веков проторили путь в низовья Оби. Привозили оружие, зерно, ткани, разнообразную посуду… Многие товары, привозимые татарами, имели среднеазиатское (бухарское) и, даже, китайское происхождение. Также, в средние века, все тяжелое вооружение и металлические доспехи легендарных хантыйских богатырей были татарскими.
Практически все топонимы и гидронимы вокруг Города на мысу имеют хантыйское происхождение, но один остров выбивается из этого ряда – он носит наименование «Татарский». Почему? Есть мнение, что на этом острове останавливались татарские купцы, которые приходили сюда торговать с местным хантыйским населением. На берег, где находилось несколько святых мест, их не пускали, как не пустили, в свое время и первых православных миссионеров. До острова татарские купцы добирались летом на больших плоскодонных лодках, привозя с собой лошадей. Выгрузив товар и обустроив временное жилье, торговали на острове до ледостава. Местное население, имевшее целью прикупить бухарские диковины, добиралось до острова на лодках. Когда лед становился достаточно крепким, татарские купцы мастерили сани из лодочной древесины, впрягали лошадей и санным обозом уходили с пушниной и рыбой вверх по течению… Знаю человека, который, в свое время, нашел на этом острове следы пребывания людей и некие любопытные артефакты.
Впрочем, проблема татаро-хантыйской взаимосвязи в низовьях Оби требует своего вдумчивого исследователя.
 
Последнее редактирование: