Черновик, однако...
1. В начале была река…
В начале была река… Но река была не там, где сейчас, а где-то на тридцать дневных переходов к восходу солнца. Потом землю тряхнуло, небо затянуло, равнины затопило. Когда вода ушла, река оказалась у восточных склонов гор, протянувшихся на тысячу дневных переходов с севера на юг. Где- то в анналах древних богов, побывавших в чертогах мрака, река впадала водопадом в море. Может боги были египетскими или вавилонскими, т.к. своих легитимных богов в пустующих северных землях еще не было.
Много позже, когда древние персы, в очередной раз, пошли грабить египетских богов и их зажравшихся жрецов, а греки победили при Марафоне (не могли ближе к Афинам победить, бежать нынче было бы легче), на мыс, вблизи слияния реки с речкой поменьше, пришли люди. Люди были обычными, в нынешней толпе Города на мысу их можно было принять за гостей как с Южного Урала, так и Северного Алтая.
Когда в греческом Коринфе выбирали знающего ораторское искусство гегемона, а Софокл сочинял «Антигону» - эти люди копали палками землянки у реки, мальчишки ловили зайцев в окрестных перелесках, а косматые мужи охотились на непуганых оленей, заготавливая шкуры для зимнего прикида. Откуда они пришли? Одни шибко ученые мужи утверждают, что с юга по реке спустились. Другие, не менее ученые, заявляют, что всегда здесь жили и являются самыми аборигенными из аборигенов. Я так думаю, позиция зависит от расположения научного центра. Местная арктическая наука себя в обиду не даст… Тем более, что времена нынче либеральные, в НКВД, как Адрианова, не заберут.
Примерно тогда, когда Софокл все-таки вымучил «Антигону», река получила свое первое имя… Может быть Об, от древнеиранского обозначения воды. Ведь известно, что иранцы – прямые потомки т.н. арийских племен, до сих пор помнящие в своих южных весях кудрявые березки и безбрежные речные просторы. Впрочем, в северных краях было не принято высекать историю на каменных плитах и царапать на глиняных табличках, поэтому первое имя реки неисповедимо. Много веков спустя, когда хитровато-тароватые зыряне перевалили за Рубежный камень (Ра-Из), река стала зваться Обь… Здесь даже Кельчин с Сысолятиным согласен, Обь, она и в Африке Обь.
Но вернемся к людям, которые поселились на берегах реки и речки поменьше. Похоже, жили они вольготно и безбоязненно, селения свои особо не ограждали, а на мысу соорудили подобие коммунального святилища, где хорошо устроились местные жрецы и их искусные подельники. Опиум для народа поставлялся за пищу и, главное, за сырье, из которого изготовлялись сакральные поделки. Прямо скажем – искусно изготовлялись, с выдумкой и мастерством. Вполне вероятно, что была и компиляция, но в каком искусстве её нет… Порой, наприехавшие искусствоведы, с трудом отличают древнеиранские фигурки от копий местных умельцев. Это, как нынче, Бекшенев у Тимергазова что-то подсмотрел, но свой штрих сугубо индивидуальным почерком внес.
Что касается древних иранцев и примкнувшим к ним прочим грекам, то без всяких многобюджетных исследований можно сказать, что они знали как о реке, так и прилегающих северных землях. Ведь один из притоков нынешней реки Урал, между прочим, впадающей в Каспий находится буквально в нескольких метрах от притока реки Тобол, а понятие перевалить через волок, в те времена, было обычным при планировании дальнего речного путешествия. Впрочем и нынче путешествие из Города на мысу в Тобольск является обыденным явлением. Может и найдется у нас свой Афоня Никитин, который пропутешествует на какой-нибудь «Казанке» до Хвалынского моря (не будем его Хазарским обзывать).
2. Острог на мысу
Где-то во времена, когда римляне рушили Карфаген, люди покинули мыс с коммунальным святилищем. Куда ушли, ныне неведомо… Одни ученые мужи утверждают, что дошли с южными соседями аж до нынешней Венгрии; другие пишут, что ассимилировались с очередными пришельцами.
Потом были времена, сродни темным векам в истории нынешней Англии, и незнаемым в истории России.
А где-то в средние века в устье речки возник городок народа, который нынче зовется ханты. Но об этом чуть позже…
А пока вспомним историю нынешнего Города на мысу. В исторической статье на официальном сайте Салехарда написано "...русскими казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова в 1595 году заложен Обдорский острог". Какой идиот это написал и какими источниками пользовался? Действительно, в исторических документах, свидетельствующих возникновении острога, позднее названного Обдорским, значится, что заложил его воевода Никифор Траханиотов. Точно известно, что прибыл он сюда с отрядом стрельцов и, по всей вероятности, примкнувшими ясачными кодскими остяками. Отуда взялись казаки, когда Траханиотов набирал свою дружину в северных русских городках? Случилось это в завершающие годы правления царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, последнего царя из легендарной династии Рюриковичей. Год этот в мировой истории примечателен первой публикацией знаменитой карты Меркатора, экспедицией английского мореплавателя Френсиса Дрейка в Вест-Индию, появлением первых пьес Шекспира. На южной границе Руси в том же году был возведен город-крепость Белгород, а шурин царя - Борис Годунов заложил первый камень в башню Смоленского кремля.
Свидетельств о личности основателя Обдорска, так стал называться Город на мысу, воеводы Траханиотова очень мало, известно лишь то, что был он в тот период Березовским воеводой. Считается, что род российских Траханиотовых является продолжателем древнегреческой династии Траханиотисов, пришедших на Русь в 1473 году в свите царевны Софии Палеолог, вовремя выскочившей замуж за Великого князя Иоанна Третьего. Тогда Великий князь и пожаловал боярским званием братьев Дмитрия и Юрия Мануиловичей и "велел им себе служить". В 1506 году Юрий Траханиотов значился главным печатником при Великом князе Василии Ивановиче (фактически, министром информации). Сыну Юрия Траханиотова - Василию была пожалована вотчина на реке Клязьма в Московском уезде. Он упоминается в документах как первый ее владелец. Никифор Васильевич Траханиотов, внук царского печатника, поначалу стал стольником, затем исполнял воеводские должности в Сибири и активно участвовал в покорении бывшей вотчины Кучума. По всему видать, углядел в нем российский самодержец удачливого менеджера…
В начале 1593 года развернулось наступление против враждебного России пелымского князька Аблагирима. Для этой цели в Чердыни началось комплектование отряда, одним из двух воевод которого был назначен прибывший из Москвы Никифор Траханиотов. Сопротивление Аблагирима было сломлено, подвластная ему территория вошла в состав России. Летом 1593 года участники отряда начали строительство Пелымского городка на берегу реки Тавды. Затем Траханиотов должен был следовать на "Березов остров", где выстроить городок. В том же году Никифор Траханиотов заложил Березовский острог.
В 1595 году, уже в качестве Березовского воеводы, Никифор Траханиотов закладывает Обдорский острог, как форпост против "разбойной самояди", в том числе и "карачейской" (ныне известный род Харючи). Заслуги воеводы были отмечены и его переводят в центральные районы страны. В боярских списках 1606-1607 годов Траханиотов уже упоминается воеводой в Вологде.
На склоне лет воевода Траханиотов возвратился в свою вотчину на речке Клязьме под Москвой, куда входило до десятка деревень. Любопытно, что ближайшим соседом Никифора Васильевича являлся юный князь Юрий Сулешов, позже, в 20-х годах 17 века исполнявший должность Тобольского воеводы. По моему мнению, именно Сулешов приказал заложить Собскую заставу в устье реки Соби, контролирующую торговый "чрезкаменный путь" через Полярный Урал. По всему видать, долго служивший в Сибири сосед много рассказывал юному князю о бескрайних, суровых и таинственных сибирских просторах, потому что через несколько лет Сулешов отправился справлять службу царскую в Западную Сибирь и во время своего воеводства велевший заложить заставу напротив Обдорского острога. Что касается рода Траханиотовых, то сегодня только один населенный пункт Московской области - село Траханеево напоминает о древнем роде, да в истории нынешнего Города на мысу упоминается, что острог на высоком берегу реки Полуй, впадающей через полтора километра в Обь, был заложен воеводой Никифором Траханиотовым, штатным царским чиновником, а не какими-то мифическими "назовцами".
Кстати, Город на мысу разными историками обзывается то острогом, то городком… Следовало бы знать, что острогом называли населенный пункт и крепость, огороженный остро заточенными и вертикально стоящими бревнами. А городком – населенный пункт, огороженный городнями, т.е. срубами, заполненными камнями и землей. Поэтому Город на мысу – это острог!
(Продолжение следует)
1. В начале была река…
В начале была река… Но река была не там, где сейчас, а где-то на тридцать дневных переходов к восходу солнца. Потом землю тряхнуло, небо затянуло, равнины затопило. Когда вода ушла, река оказалась у восточных склонов гор, протянувшихся на тысячу дневных переходов с севера на юг. Где- то в анналах древних богов, побывавших в чертогах мрака, река впадала водопадом в море. Может боги были египетскими или вавилонскими, т.к. своих легитимных богов в пустующих северных землях еще не было.
Много позже, когда древние персы, в очередной раз, пошли грабить египетских богов и их зажравшихся жрецов, а греки победили при Марафоне (не могли ближе к Афинам победить, бежать нынче было бы легче), на мыс, вблизи слияния реки с речкой поменьше, пришли люди. Люди были обычными, в нынешней толпе Города на мысу их можно было принять за гостей как с Южного Урала, так и Северного Алтая.
Когда в греческом Коринфе выбирали знающего ораторское искусство гегемона, а Софокл сочинял «Антигону» - эти люди копали палками землянки у реки, мальчишки ловили зайцев в окрестных перелесках, а косматые мужи охотились на непуганых оленей, заготавливая шкуры для зимнего прикида. Откуда они пришли? Одни шибко ученые мужи утверждают, что с юга по реке спустились. Другие, не менее ученые, заявляют, что всегда здесь жили и являются самыми аборигенными из аборигенов. Я так думаю, позиция зависит от расположения научного центра. Местная арктическая наука себя в обиду не даст… Тем более, что времена нынче либеральные, в НКВД, как Адрианова, не заберут.
Примерно тогда, когда Софокл все-таки вымучил «Антигону», река получила свое первое имя… Может быть Об, от древнеиранского обозначения воды. Ведь известно, что иранцы – прямые потомки т.н. арийских племен, до сих пор помнящие в своих южных весях кудрявые березки и безбрежные речные просторы. Впрочем, в северных краях было не принято высекать историю на каменных плитах и царапать на глиняных табличках, поэтому первое имя реки неисповедимо. Много веков спустя, когда хитровато-тароватые зыряне перевалили за Рубежный камень (Ра-Из), река стала зваться Обь… Здесь даже Кельчин с Сысолятиным согласен, Обь, она и в Африке Обь.
Но вернемся к людям, которые поселились на берегах реки и речки поменьше. Похоже, жили они вольготно и безбоязненно, селения свои особо не ограждали, а на мысу соорудили подобие коммунального святилища, где хорошо устроились местные жрецы и их искусные подельники. Опиум для народа поставлялся за пищу и, главное, за сырье, из которого изготовлялись сакральные поделки. Прямо скажем – искусно изготовлялись, с выдумкой и мастерством. Вполне вероятно, что была и компиляция, но в каком искусстве её нет… Порой, наприехавшие искусствоведы, с трудом отличают древнеиранские фигурки от копий местных умельцев. Это, как нынче, Бекшенев у Тимергазова что-то подсмотрел, но свой штрих сугубо индивидуальным почерком внес.
Что касается древних иранцев и примкнувшим к ним прочим грекам, то без всяких многобюджетных исследований можно сказать, что они знали как о реке, так и прилегающих северных землях. Ведь один из притоков нынешней реки Урал, между прочим, впадающей в Каспий находится буквально в нескольких метрах от притока реки Тобол, а понятие перевалить через волок, в те времена, было обычным при планировании дальнего речного путешествия. Впрочем и нынче путешествие из Города на мысу в Тобольск является обыденным явлением. Может и найдется у нас свой Афоня Никитин, который пропутешествует на какой-нибудь «Казанке» до Хвалынского моря (не будем его Хазарским обзывать).
2. Острог на мысу
Где-то во времена, когда римляне рушили Карфаген, люди покинули мыс с коммунальным святилищем. Куда ушли, ныне неведомо… Одни ученые мужи утверждают, что дошли с южными соседями аж до нынешней Венгрии; другие пишут, что ассимилировались с очередными пришельцами.
Потом были времена, сродни темным векам в истории нынешней Англии, и незнаемым в истории России.
А где-то в средние века в устье речки возник городок народа, который нынче зовется ханты. Но об этом чуть позже…
А пока вспомним историю нынешнего Города на мысу. В исторической статье на официальном сайте Салехарда написано "...русскими казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова в 1595 году заложен Обдорский острог". Какой идиот это написал и какими источниками пользовался? Действительно, в исторических документах, свидетельствующих возникновении острога, позднее названного Обдорским, значится, что заложил его воевода Никифор Траханиотов. Точно известно, что прибыл он сюда с отрядом стрельцов и, по всей вероятности, примкнувшими ясачными кодскими остяками. Отуда взялись казаки, когда Траханиотов набирал свою дружину в северных русских городках? Случилось это в завершающие годы правления царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, последнего царя из легендарной династии Рюриковичей. Год этот в мировой истории примечателен первой публикацией знаменитой карты Меркатора, экспедицией английского мореплавателя Френсиса Дрейка в Вест-Индию, появлением первых пьес Шекспира. На южной границе Руси в том же году был возведен город-крепость Белгород, а шурин царя - Борис Годунов заложил первый камень в башню Смоленского кремля.
Свидетельств о личности основателя Обдорска, так стал называться Город на мысу, воеводы Траханиотова очень мало, известно лишь то, что был он в тот период Березовским воеводой. Считается, что род российских Траханиотовых является продолжателем древнегреческой династии Траханиотисов, пришедших на Русь в 1473 году в свите царевны Софии Палеолог, вовремя выскочившей замуж за Великого князя Иоанна Третьего. Тогда Великий князь и пожаловал боярским званием братьев Дмитрия и Юрия Мануиловичей и "велел им себе служить". В 1506 году Юрий Траханиотов значился главным печатником при Великом князе Василии Ивановиче (фактически, министром информации). Сыну Юрия Траханиотова - Василию была пожалована вотчина на реке Клязьма в Московском уезде. Он упоминается в документах как первый ее владелец. Никифор Васильевич Траханиотов, внук царского печатника, поначалу стал стольником, затем исполнял воеводские должности в Сибири и активно участвовал в покорении бывшей вотчины Кучума. По всему видать, углядел в нем российский самодержец удачливого менеджера…
В начале 1593 года развернулось наступление против враждебного России пелымского князька Аблагирима. Для этой цели в Чердыни началось комплектование отряда, одним из двух воевод которого был назначен прибывший из Москвы Никифор Траханиотов. Сопротивление Аблагирима было сломлено, подвластная ему территория вошла в состав России. Летом 1593 года участники отряда начали строительство Пелымского городка на берегу реки Тавды. Затем Траханиотов должен был следовать на "Березов остров", где выстроить городок. В том же году Никифор Траханиотов заложил Березовский острог.
В 1595 году, уже в качестве Березовского воеводы, Никифор Траханиотов закладывает Обдорский острог, как форпост против "разбойной самояди", в том числе и "карачейской" (ныне известный род Харючи). Заслуги воеводы были отмечены и его переводят в центральные районы страны. В боярских списках 1606-1607 годов Траханиотов уже упоминается воеводой в Вологде.
На склоне лет воевода Траханиотов возвратился в свою вотчину на речке Клязьме под Москвой, куда входило до десятка деревень. Любопытно, что ближайшим соседом Никифора Васильевича являлся юный князь Юрий Сулешов, позже, в 20-х годах 17 века исполнявший должность Тобольского воеводы. По моему мнению, именно Сулешов приказал заложить Собскую заставу в устье реки Соби, контролирующую торговый "чрезкаменный путь" через Полярный Урал. По всему видать, долго служивший в Сибири сосед много рассказывал юному князю о бескрайних, суровых и таинственных сибирских просторах, потому что через несколько лет Сулешов отправился справлять службу царскую в Западную Сибирь и во время своего воеводства велевший заложить заставу напротив Обдорского острога. Что касается рода Траханиотовых, то сегодня только один населенный пункт Московской области - село Траханеево напоминает о древнем роде, да в истории нынешнего Города на мысу упоминается, что острог на высоком берегу реки Полуй, впадающей через полтора километра в Обь, был заложен воеводой Никифором Траханиотовым, штатным царским чиновником, а не какими-то мифическими "назовцами".
Кстати, Город на мысу разными историками обзывается то острогом, то городком… Следовало бы знать, что острогом называли населенный пункт и крепость, огороженный остро заточенными и вертикально стоящими бревнами. А городком – населенный пункт, огороженный городнями, т.е. срубами, заполненными камнями и землей. Поэтому Город на мысу – это острог!
(Продолжение следует)
Последнее редактирование: