Мурка, С юридической точки зрения всё чётко
Закон "О защите прав потребителей"
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
А вот и сам перечень
ПЕРЕЧЕНЬ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,
НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ОБМЕНУ НА АНАЛОГИЧНЫЙ
ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА, ФОРМЫ, ГАБАРИТА, ФАСОНА,
РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов)
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
13. Животные и растения
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)
---------- Добавлено в 19:29 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 18:46 ----------
Выдержка с форума Защиты Прав Потребителей (относится к товарам надлежащего качества, не входящих в вышеприведённый перечень)
Любой закон и (ЗоЗПП не исключение) в сжатой и краткой форме устанавливает права и обязанности для сторон правоотношений. Эта краткая форма зачастую рождает разночтения и, как следствие, неправильное применение норм материального права. Поэтому и существует такое понятие, как толкование закона. С этой целью и создаются различные комментарии, разъяснения и обзоры судебной практики. Но даже они не всегда могут дать однозначный ответ на спорную ситуацию. Как правило эти спорные ситуации возникают, когда одна из сторон пытается извратить смысл закона и склонить его в нужную им сторону в ущерб законных прав другой.
Итак статья 25. Данная статья дает право покупателю на ОБМЕН товаров надлежащего качества, что прямо следует из ее названия. В одной из старых редакций закона причины по которым потребитель мог обменять неподошедший ему товар были изложены иначе
"Основания для обмена установлены весьма широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован потребителем. Такой безграничный перечень делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием основания для этого.
Юридическая неопределенность последнего основания вызвала его исключение из абзаца первого п. 1 ст. 25 Закона и приведение этой нормы в соответствие с п. 1 ст. 502 ГК, где вместо этого указано иное основание обмена - неподходящая комплектация (Федеральный закон РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ). "
Таким образом перечень причин стал конечным и не подлежит расширению сторонами по собственному усмотрению. Исходя из смысла закона потребитель должен озвучить причину по которой ему не подошел товар. Право потребителя на обмен неподошедшего ему товара порождает обязанность продавца произвести обмен на подходящий аналогичный товар. Для исполнения этой обязанности продавец должен знать не только причину по которой товар не подошел потребителю, но и критерии товара, который ему подойдет. В противном случае обязательство продавца не моджет быть исполнено вследствии невозможности исполнения. То, что потребитель, просмотрев ассортимент в торговом зале пришел к выводу, что нужный ему аналогичный товар, отсутствует в продаже, не может являться безоговорчным основанием для моментального выдвижения требования о возврате. Иногда не весь ассортимент товаров представлен на витрине,и, возможно, необходимый потребителю товар присутствует на складе магазина. Потребитель, не озвучив критерии нужного ему товара, воспрепятствовал продавцу осуществить его законную обязанность.
Следующий момент... Требования к нужному товару должны предъявляться потребителем реальные. То есть необходимый ему предмет должен существовать в природе. В противном случае это противоречит закону. У потребителя есть право обмена на аналогичный товар. Предмет, который существует только в воображении потребителя, но не существует в природе - товаром не является.
Опять же можно рассмотреть требование о возврате без предъявления требования об обмене под предлогом отсутствия нужного товара без объявления продавцу критериев или с озвученными несуществующими критериями (по аналогии закона), как притворное. То есть требование, которое выдвинуто с целью прикрыть другое требование. А посему такое требование - ничтожно.
Закон, согласно ст. 10 ГК, предполагает разумность и добросовестность участников правоотношений. Если покупателем выдвинуто требование о возврате, минуя требование об обмене по надуманным причинам, то это можно расценить, как превышение пределов осуществления гражданских прав и может быть расценено, как злоупотреблением правом. Исходя из законных оснований, такое требование не подлежит удовлетворению.
В общем сначала должна потребовать обмена товара на аналогичный. А уж если такого товара не будет - возврата денег