Немного истории.Простите за копипаст!
ВИТТЕ — МИНИСТР ФИНАНСОВ
В 1888 году Витте занимал не очень высокий пост управляющего Юго-Западными железными дорогами. Он отличился тем, что осмелился почти в лоб возражать самому царю, отказавшись пустить царский поезд по своим дорогам с требуемой скоростью. Дело дошло почти до конфликта. Когда Витте в присутствии самого царя заявил министру путей сообщения, что его требование об увеличении скорости можно расценить как стремление "сломать голову " императору. Царь, раздраженный дерзостью управляющего, обозвал Юго-Западную дорогу «жидовской» (председателем ее правления был еврей Блиох) и указал, что именно это главная причина задержки его поезда. Однако Витте все же настоял на своем.
А через два месяца император получил подтверждение правоты строптивого железнодорожника. Его поезд потерпел крушение на станции Борки возле Харькова по тем причинам, на которые указывал Витте. Царь и его семья (в том числе и наследник — будущий Николай II) избежали гибели лишь благодаря стечению обстоятельств и недюжинной силе императора: когда крыша столового вагона, в котором находилась царская семья, обрушилась, отец семейства держал ее своею спиной, чтобы она никого не раздавила.
Через год царь «припомнил» Витте его строптивость и несговорчивость, предложив пост директора департамента железнодорожных дел в министерстве финансов. В феврале 1892 года С. Ю. Витте был уже министром путей сообщения, а в августе — министром финансов. Именно в это время и происходит окончательный поворот в денежной политике России. Было достаточно определенно решено основной денежной единицей страны сделать золотой рубль. Эту идею Витте пришлось отстаивать от своих противников, как внутри страны, так и за рубежом. Например, активно сопротивлялась установлению в России золотого монометаллизма Франция, считая, что сохранение системы биметаллизма у ее торгового и финансового партнера будет отвечать французским интересам. В самой Франции действовала именно такая система.
Немало находилось противников золотого стандарта и в самой России. Они доказывали, что при условии его осуществления все золото будет скуплено за бумажки, и страна останется ни с чем. Главным же их доводом было то, что золотые деньги слишком дорогие, и России придется заплатить с чрезмерно большую цену за осуществление золотого стандарта. Какова же была эта цена?
То есть, какой золотой запас должна была накопить Россия, чтобы иметь золотые деньги (кредитные билеты, на 100% обеспеченные золотом)?
ХЛЕБ И ЗОЛОТО
Какой золотой запас должна была накопить Россия, чтобы иметь золотые деньги (кредитные билеты, на 100% обеспеченные золотом)? В 1895 году в денежной системе страны имелось кредитных билетов на сумму 1 млрд. 121 млн. руб. Если учесть, что золотое содержание каждого из них официально было зафиксировано в 1/10 империала (1,15 грамма), то количество золотого запаса в России должно было составлять примерно 1,3 тыс. тонн. Имела ли наша страна перспективы в этом отношении?
Свое золото в России начали добывать еще в 1745 году. К концу XIX века по этому показателю страна находилась на четвертом месте в мире (после США, Австралии и Южной Африки), получая с приисков 38−40 тонн благородного металла в год. Цифра внушительная, но получается, что накапливать золотой запас лишь этим способом пришлось бы около тридцати лет.
Значит, главный ключ к решению проблемы нужно было искать в ином направлении. Опыт большинства стран показывает, что это, прежде всего, успешное ведение внешней торговли. Именно внешняя торговля, а не наличие золотоносных месторождений определяла и определяет количество золотого запаса в стране. Критерием этой успешности, в свою очередь, является наличие положительного торгового сальдо, то есть превышения объема экспорта над импортом. Если страна продает больше товаров, чем покупает, то она, естественно, получает, накапливает определенную прибыль, которая может быть выражена в чем угодно, в том числе и в золоте.
Каким же образом Россия, с ее еще относительно слабой экономикой, могла добиться положительного сальдо? Ответ может быть однозначным: посредством установления системы протекционизма, то есть введения покровительственных торговых тарифов. Активная протекционистская политика начала проводиться в России с самого начала царствования Александра III. Так, если в 1871−80 годах среднегодовой экспорт отставал от импорта на 29 млн. руб., то в 1881−90 годах российский экспорт превысил импорт уже на 142 млн. руб. в год.
В 1891 году Россия установила новый, еще более высокий таможенный тариф, начав двухлетнюю таможенную войну со своим главным торговым партнером — Германией, в которой в конце концов одержала победу. Все казалось бы складывалось удачно: имелось и положительное торговое сальдо, и налицо была победа в таможенной войне и даже, на первый взгляд, структура экспорта, свидетельствовала об успешной торгово-финансовой экспансии России. Так, по сравнению, например, с 1830 годом в 1898 году в составе экспорта доля сырья (в достаточно широком смысле) сократилась с 69 до 35%. Естественно предположить, что соответственно увеличился выпуск готовой продукции. Однако это не так.
Экспорт ее в те же годы, напротив, сократился с 12 до 4%. А вот то, что действительно экспортировалось возрастающими темпами, так это продовольствие — соответственно с 18 до 58%. То есть Россия ради «светлой цели» — накопления золотого запаса — жертвовала, пожалуй, самым для себя необходимым — продовольствием, прежде всего хлебом. Если учесть, что в самой России продовольствия было отнюдь не в избытке — о чем, например, говорит голод 1891−1892 годов.
Таким образом, российский золотой запас накапливался за счет экспорта сырья и продовольствия (хлеба). За счет этих же составляющих впоследствии он поддерживался на необходимом уровне. То есть, можно сказать, что в основе российского золотого рубля лежали продовольственно-сырьевые ресурсы. И его можно, следовательно, с полным правом назвать не только золотым, но и «хлебно-сырьевым».