Российская сборная не завоевала ни одной золотой медали на Международной математической олимпиаде, но "Мы довольны результатом"
Ну вот – очередная статья, которая ни к военной тематике, ни к геополитике, ни к сфере национальной безопасности ни имеет никакого отношения, - скажут читатели. Да, по большому счёту, вопросами образования и его проблемами должны заниматься профильные ведомства с освещением в профильных порталах. Но при подготовке материала выяснилось, что на профильных образовательных порталах по тематике прошедшей в Таиланде очередной Международной математической олимпиады в основном царит молчание. А ведь итоги этой олимпиады по определению нельзя замалчивать, так как именно они в той или иной мере демонстрируют то состояние, к которому отечественная образовательная система пришла в результате эпического реформирования, о котором трубили с самых высоких трибун.
«Олимпийские» результаты, что называется, задели, и потому автор материала и решил обсудить проблему, которая, по большому счёту, увязывается как с будущим образовательной системы в нашей стране, так и с системой национальной безопасности, которая от уровня образования молодого поколения фактически неотделима. Итак, о результатах международного математического турнира, проходившего в солнечном Чианг-Мае (Таиланд).
Российская сборная не завоевала ни одной золотой медали на Международной математической олимпиаде, но "Мы довольны результатом"
Результаты эти, мягко говоря, неутешительны. Впервые в истории участия школьников СССР и Российской Федерации в этих олимпиадах (а Международная математическая олимпиада в Таиланде была 56-й по счёту) отечественная команда не завоевала ни одной награды высшей пробы! Ни одной!.. Мало того, в общекомандном зачёте российская сборная впервые в истории не вошла даже в двадцатку сильнейших команд. А победу в ММО праздновала сборная команда США, которая отобрала пальму математического первенства у Китая, побеждавшего на подобных турнирах два года подряд (в 2013 и в 2014). Последний российский успех (имеется в виду первое общекомандное место) датирован 2007 годом. А последнее российское призовое место (второе) в общекомандном зачёте было завоёвано 5 лет назад.
На сей же раз золотыми медалистами Международной математической олимпиады, считающейся самой престижной из естественнонаучных турниров для школьников, ни стал ни один российский представитель. Это особенно удручает в связи хотя бы с тем, что «золото» на ММО завоевали школьники таких государств как Северная Корея, Перу и Иран. Золотые медали завоевали украинские и сингапурские школьники, представители Австралии, Китая, США, Южной Кореи, Японии и ещё нескольких государств. Россия же, на протяжении десятилетий (ещё с советских времён) входившая в число лидеров по уровню математических знаний среди школьников, остаётся за бортом мировой математической элиты. Можно было бы об этом не сообщать – мол, ну не завоевали «золота», с кем не бывает… Но молчание в данном случае вряд ли уместно. Ведь это, во-первых, совсем не случайность, во-вторых, можно тихо замерять рейтинги школ и вузов «по своей шкале», заявляя, что российские образовательные учреждения и организации зарубежными экспертными группами «несправедливо» отодвигаются всё ниже и ниже в перечне рейтинговых позиций, но факт остаётся фактом: тотальное снижение уровня образования в России имеет место. И если уж дело дошло до «шваха» в математической сфере, которая всегда считалась лакмусовой бумажкой образовательной среды, то это однозначно говорит о том, что в системе образования пора наводить порядок.
Первое, что приходит на ум в этой связи, конечно же, система ЕГЭ. Да, Единый государственный экзамен помогает детям из обычных семей, из российской глубинки без особых проблем поступать в вузы, расположенные в крупных городах. Да, ЕГЭ позволяет выстроить унифицированную систему оценивания и как бы позволяет снизить уровень коррупции. По крайней мере, о «снижении уровня коррупции благодаря ЕГЭ» говорят в Минобрнауки. Но на этом дифирамбы и торжественные песнопения о ЕГЭ, который превратился не в систему проверки уровня обученности учащегося, а в итоговое звено многолетнего натаскивания на узко очерченный круг заданий, можно заканчивать. Школьники (и это отлично известно из личного опыта) во многом перестали понимать суть законов, формул, понятий. Система подготовки к ЕГЭ как бы проводит среднюю линию в процессе обучения между талантливыми детьми и теми, кто от природы в той же математике не силён. В итоге всё сводится не к пониманию сути образовательной дисциплины, а к постоянному «прорешиванию типовых упражнений». Мол, чем больше «типовых задач» решим на уроке, тем больше шансов у вас (учеников) будет решить подобные задания на ЕГЭ. Понятно, что это не фатальная ошибка преподавательского сообщества, это навязанная система, которая в свою очередь приводит к кризису во всей образовательной среде.
«Типовые» задания затмили собой всё, а что касается действий школьников в нестандартных ситуациях при решении задач на логическое, абстрактное мышление – тут тупиковая зона. Можно было бы заявить о преувеличении, но ведь та же Международная математическая олимпиада, которую современная российская система математического образования с треском проиграла - разве не один из показателей кризиса? Ну не «типовые» задания на ММО… Не типовые… Как бы звоночек для Минобрнауки, что в нашей Вселенной целью образования молодёжи является не только и не столько сдача ЕГЭ для поступления в вуз на очередного «эХВективного менеджера»…
Если дело пойдёт по тем же рельсам и дальше, то вырождение старейшей и высочайшей по своему уровню отечественной математической школы – уже не будут выглядеть простыми страшилками, не имеющими ничего общего с действительностью. Вырождение математической школы – это и вырождение школы инженерной, возникновение тотальных проблем с разработками новых технологий, программных комплексов. Это удар в сердце российской системы безопасности в конце концов.
На этом фоне какой-то злой иронией выглядит заявление руководителей сборной команды российских школьников, участвовавших к ММО (к самим школьникам вряд ли можно адресовать претензии, ведь они это продукт той системы, которую насаждают в образовании России все последние годы, продукт «ЕГЭизации»). Так вот, заявление руководителей команды выглядит так:
Наши ребята завоевали 6 серебряных медалей, и мы, и они довольны результатом.
Российская сборная не завоевала ни одной золотой медали на Международной математической олимпиаде, но "Мы довольны результатом"
Оправдан ли такой минимализм?.. Вряд ли…
Видимо, скоро для расчётов придётся покупать не только китайские и американские компьютеры, но и "выписывать" самих китайцев, чтобы помогли в них разобраться... Вот тебе, бабушка, и импортозамещение…
Радует пока то, что с Международной олимпиады по физике российские ребята привезли 4 золотых награды. Но в Минобрнауки, судя по всему, готовы поработать и над этим результатом…
Автор Володин Алексей
источник:http://topwar.ru/78967-rossiyskaya-...eskoy-olimpiade-no-my-dovolny-rezultatom.html
Ну вот – очередная статья, которая ни к военной тематике, ни к геополитике, ни к сфере национальной безопасности ни имеет никакого отношения, - скажут читатели. Да, по большому счёту, вопросами образования и его проблемами должны заниматься профильные ведомства с освещением в профильных порталах. Но при подготовке материала выяснилось, что на профильных образовательных порталах по тематике прошедшей в Таиланде очередной Международной математической олимпиады в основном царит молчание. А ведь итоги этой олимпиады по определению нельзя замалчивать, так как именно они в той или иной мере демонстрируют то состояние, к которому отечественная образовательная система пришла в результате эпического реформирования, о котором трубили с самых высоких трибун.
«Олимпийские» результаты, что называется, задели, и потому автор материала и решил обсудить проблему, которая, по большому счёту, увязывается как с будущим образовательной системы в нашей стране, так и с системой национальной безопасности, которая от уровня образования молодого поколения фактически неотделима. Итак, о результатах международного математического турнира, проходившего в солнечном Чианг-Мае (Таиланд).
Российская сборная не завоевала ни одной золотой медали на Международной математической олимпиаде, но "Мы довольны результатом"
Результаты эти, мягко говоря, неутешительны. Впервые в истории участия школьников СССР и Российской Федерации в этих олимпиадах (а Международная математическая олимпиада в Таиланде была 56-й по счёту) отечественная команда не завоевала ни одной награды высшей пробы! Ни одной!.. Мало того, в общекомандном зачёте российская сборная впервые в истории не вошла даже в двадцатку сильнейших команд. А победу в ММО праздновала сборная команда США, которая отобрала пальму математического первенства у Китая, побеждавшего на подобных турнирах два года подряд (в 2013 и в 2014). Последний российский успех (имеется в виду первое общекомандное место) датирован 2007 годом. А последнее российское призовое место (второе) в общекомандном зачёте было завоёвано 5 лет назад.
На сей же раз золотыми медалистами Международной математической олимпиады, считающейся самой престижной из естественнонаучных турниров для школьников, ни стал ни один российский представитель. Это особенно удручает в связи хотя бы с тем, что «золото» на ММО завоевали школьники таких государств как Северная Корея, Перу и Иран. Золотые медали завоевали украинские и сингапурские школьники, представители Австралии, Китая, США, Южной Кореи, Японии и ещё нескольких государств. Россия же, на протяжении десятилетий (ещё с советских времён) входившая в число лидеров по уровню математических знаний среди школьников, остаётся за бортом мировой математической элиты. Можно было бы об этом не сообщать – мол, ну не завоевали «золота», с кем не бывает… Но молчание в данном случае вряд ли уместно. Ведь это, во-первых, совсем не случайность, во-вторых, можно тихо замерять рейтинги школ и вузов «по своей шкале», заявляя, что российские образовательные учреждения и организации зарубежными экспертными группами «несправедливо» отодвигаются всё ниже и ниже в перечне рейтинговых позиций, но факт остаётся фактом: тотальное снижение уровня образования в России имеет место. И если уж дело дошло до «шваха» в математической сфере, которая всегда считалась лакмусовой бумажкой образовательной среды, то это однозначно говорит о том, что в системе образования пора наводить порядок.
Первое, что приходит на ум в этой связи, конечно же, система ЕГЭ. Да, Единый государственный экзамен помогает детям из обычных семей, из российской глубинки без особых проблем поступать в вузы, расположенные в крупных городах. Да, ЕГЭ позволяет выстроить унифицированную систему оценивания и как бы позволяет снизить уровень коррупции. По крайней мере, о «снижении уровня коррупции благодаря ЕГЭ» говорят в Минобрнауки. Но на этом дифирамбы и торжественные песнопения о ЕГЭ, который превратился не в систему проверки уровня обученности учащегося, а в итоговое звено многолетнего натаскивания на узко очерченный круг заданий, можно заканчивать. Школьники (и это отлично известно из личного опыта) во многом перестали понимать суть законов, формул, понятий. Система подготовки к ЕГЭ как бы проводит среднюю линию в процессе обучения между талантливыми детьми и теми, кто от природы в той же математике не силён. В итоге всё сводится не к пониманию сути образовательной дисциплины, а к постоянному «прорешиванию типовых упражнений». Мол, чем больше «типовых задач» решим на уроке, тем больше шансов у вас (учеников) будет решить подобные задания на ЕГЭ. Понятно, что это не фатальная ошибка преподавательского сообщества, это навязанная система, которая в свою очередь приводит к кризису во всей образовательной среде.
«Типовые» задания затмили собой всё, а что касается действий школьников в нестандартных ситуациях при решении задач на логическое, абстрактное мышление – тут тупиковая зона. Можно было бы заявить о преувеличении, но ведь та же Международная математическая олимпиада, которую современная российская система математического образования с треском проиграла - разве не один из показателей кризиса? Ну не «типовые» задания на ММО… Не типовые… Как бы звоночек для Минобрнауки, что в нашей Вселенной целью образования молодёжи является не только и не столько сдача ЕГЭ для поступления в вуз на очередного «эХВективного менеджера»…
Если дело пойдёт по тем же рельсам и дальше, то вырождение старейшей и высочайшей по своему уровню отечественной математической школы – уже не будут выглядеть простыми страшилками, не имеющими ничего общего с действительностью. Вырождение математической школы – это и вырождение школы инженерной, возникновение тотальных проблем с разработками новых технологий, программных комплексов. Это удар в сердце российской системы безопасности в конце концов.
На этом фоне какой-то злой иронией выглядит заявление руководителей сборной команды российских школьников, участвовавших к ММО (к самим школьникам вряд ли можно адресовать претензии, ведь они это продукт той системы, которую насаждают в образовании России все последние годы, продукт «ЕГЭизации»). Так вот, заявление руководителей команды выглядит так:
Наши ребята завоевали 6 серебряных медалей, и мы, и они довольны результатом.
Российская сборная не завоевала ни одной золотой медали на Международной математической олимпиаде, но "Мы довольны результатом"
Оправдан ли такой минимализм?.. Вряд ли…
Видимо, скоро для расчётов придётся покупать не только китайские и американские компьютеры, но и "выписывать" самих китайцев, чтобы помогли в них разобраться... Вот тебе, бабушка, и импортозамещение…
Радует пока то, что с Международной олимпиады по физике российские ребята привезли 4 золотых награды. Но в Минобрнауки, судя по всему, готовы поработать и над этим результатом…
Автор Володин Алексей
источник:http://topwar.ru/78967-rossiyskaya-...eskoy-olimpiade-no-my-dovolny-rezultatom.html