Важно Паровоз за Харпом

#45
Ээх, родина моя) К стартовым столам легко прогуляться по насыпке в сторону деревянного моста пару километров от станции, свернуть к карьеру - между ним и Пайпудыной, но лучше знать) Еще там остатки склада взрывчатки от геол. экспедиции остались.
А про затонувший паровоз есть конкретная информация в статье кажется Красного Севера "от первого лица" - рассказ машиниста, возможно еще хранится в сообщениях на мейле где-то. Вроде как причина - просело жд полотно, позже его перестелили.
 
#47
Эх, моя любимая родина- 110 км или пос.Полярный))) Самые счастливые годы там прошли))) А можно еще ссылку на сайт повторить -а то, не открывается что то...
 
#50
"Овечка" - возможно тот же или другой утопленный на 501-й паровоз. Вот вам и сама история, и предыстория к ней.

/Красный Север. – 2001. – 2 августа; 9 августа; 16 августа. Статья "Густая кровь эпохи" Баландин А.:

В те далекие годы все было иначе: стра­на шире, жизнь короче, а труд тяжелей.
В те далекие годы, когда сахарин счи­тался лакомством, а патефон - роскошью, родился наш герой. Родился один из двух­сот миллионов, и была ему уготована уди­вительная судьба. Не трагичная, но и не сладкая, не тяжкая, а такая, что была в са­мый раз по плечу поколению крепких де­дов.
Итак, шли тридцатые годы... Челюскинцы кололи арктические льды. Стаханов выдавал на-гора рекордный уголь. Супер­паровоз "ФД" батрачил за троих. И так по­лучилось, что в какой-то момент сошлись в одной точке арктическая стужа и морские воды, паровозный жар и стальная прохлада железных дорог. А скрепил их нелегкий труд "по-стахановски"...

До войны Леонид Потапович жил в Мин­ске. Его отец Иван Фомич работал стрелоч­ником на железной дороге. Это он привил своему беспокойному сыну любовь к паро­возам. Что ж, чему быть, того не миновать!
У Ивана Фомича была колоритная вне­шность, роскошная борода. С этой бородой он и попал в кино. В заметную картину про­шлых лет "Миколка-паровоз". Роль не главная — массовка в тюрьме на нарах. Вот Леонид и пошел по стопам отца. Только жизнь — не кино. В ней все настоящее: и паровоз, и нары.
Когда Леониду было одиннадцать лет, началась война. Прямо из пионерлагеря его с другими малолетками распихали по ваго­нам и на восток, а там в детдом...
Из детдома они бежали, толпой. Повзрос­левшие за три военных года пацаны при­стали к воинскому эшелон. Все как один мечтали стать сынами полков. И гнались они за фронтами, а фронты гнались за нем­цами. И стучали колеса вагонные: на за­пад, на запад, на запад...

Забегая вперед, скажем, что паровозы еще повезут Леонида Потаповича обратно на восток, а там и дальше, на самый Край­ний Север, на строительство 501-й "сталинки". И не будет в таком повороте судьбы ничего удивительного. Ведь в те далекие годы люди были неотъемлемой частью ма­шин, живым механизмом, продолжавшим движение станка, паровоза и танка.
Так вот, до фронта наш герой так и не доехал, зато насмотрелся жути в тылу. Об этом он рассказывает так:
"На товарной станции Брянск-2 я уви­дел жуткую картину: два беспризорных мальчика тонули в яме с гудроном. Летняя жара растопила эту черную смолу так, что дети буквально на глазах погружались все глубже и глубже. Сотни солдат, ехавших на фронт, со слезами на глазах спасали детей. Мы, пацаны, помогали им изо всех сил: таскали доски, бревна, делали настил над ямой. А яма была метра четыре в квадра­те... Дети плакали, кричали и все глубже погружались в гудрон...
Наконец настил сложили. Уже можно было подобраться к детишкам. Подсунули под них бревна, доски. Дорога была каж­дая минута. Железнодорожники где-то до­были автокран, тросами зацепили бревна и тихонько стали поднимать их вместе с детьми. Но здесь прозвучал гудок паровоза и клич "По вагонам!"
И я с солдатами поехал дальше,так и неузнав, спасли ли малышей..."
Вскоре после этого случая Леонид до­брался до Минска, нашел родителей (они были уверены, что сын погиб). Жить бы ему да радоваться, в школу ходить, но потянуло пацана на приключения. Купил он с друж­ками карту всех морей Советского Союза. Стали искать на карте лучшие края. Вот Балтика - там свежо и холодно. Вот север­ные моря — там еще холодней. До Тихого океана далеко, а вот Одесса - порт что надо! Черное море, тепло и близко. Да и школа юнг имеется, быть ребятам моряками!
Долго ли, коротко ли, бежал Иванов сын из родительского дома и на паровозах, на крышах вагонов - в Одессу. Только там он со своим корешем Генкой узнал страшную правду - в Одессе нет школы юнг, зато есть мореходное училище, куда берут после семи классов... Стали пацаны бродягами, потом милиция, детприемник, конец скитаний (ненадолго). Генку, ко­торый был помладше, отправили обратно, в Минск, а Леониду под­фартило. За похвальные познания в паровозной технике взяли его... в ЭПРОН!
В те далекие времена многие романтики бредили приключени­ями Экспедиции подводных ра­бот особого назначения. Еще бы, ведь эта экспедиция поднимала затонувшие корабли. И вот стал Леонид матросом второго класса, отработал месяц и лишь потом сфотографировался. Карточку от­правил домой: "Простите меня, мама, папа, что убежал из дому, но теперь я моряк!"



---------- Добавлено в 20:11 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:00 ----------

Здесь Леонид узнал важную тайну, такую, что попади он в руки одесского гестапо в 1942-м, пытали бы его до смерти. А дело было вот в чем. Когда фашисты подошли к Одессе, было принято решение эвакуиро­вать из порта не только солдат, военную технику, но и паровозы. Первую партию из двадцати двух машин благополучно пе­реправили в Новороссийск, а вот второй партии из тридцати шести паровозов не повезло. С воздуха баржу бомбят, с моря угрожают вражеские эсминцы. И тогда эпроновцы приняли решение: затопить судно аккуратненько вместе с паровоза­ми, мол, война кончится — сами же и дос­танем! Немцы потом долго искали место затопления ценного груза, но так и оста­лись ни с чем...


И вот Леониду предстояло поучаствовать в подъеме паровозов. Конечно, он не был обучен подводным работам, зато помогал водолазам облачаться в скафандры, пода­вал помпой воздух, дежурил на мостике. Наблюдая в бинокль за морем, высматри­вал мины, которых после войны осталось предостаточно.
Обнаружив "рогатую", кри­чал: "Полундра!" Потом приплывали сапе­ры и уничтожали мину...
Паровозы поднимали долго и трудно. Бывало, подцепят один, подтянут на по­верхность так, что одна труба над водой торчит. А тут шторм, и ползет спасатель­ный катамаран в порт, волны раскачива­ют паровоз, бьют им о борт судна. Такая вот романтика! Зато потом, когда паро­воз-утопленник очистят от ракушек и ржавчины, поставят на него новые меха­низмы, — страна получает новые тысячи лошадиных сил. "Был бы котел цел, а ос­тальное приложится!" — поговаривали эпроновцы.

И вот однажды был получен приказ: "Срочно поднять несколько паровозов для отправки на Север!" Заказчик работ - уп­равление ЖД МВД СССР. Эпроновское начальство поговаривало, что дело это на контроле у Берии. Когда приказывал все­сильный Лаврентий Палыч, работа шла и быстрей и веселей. Эпроновцы работали сутками, но заказ выполнили в срок. И по­бежали ожившие "утопленники" в Киев, там к ним прицепили вагоны с зэками, теп­лушки с конвоем, и в путь, на 501-ю ста­линскую стройку.

А юный Леонид Потапович, стоя на пу­тях, смотрел сцепке оживших паровозов вслед. Смотрел и не знал, что через пару лет его движение продолжится в паровозной тяге, что судьба приговорит его к жаркой топке и лагерям...

---------- Добавлено в 20:17 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:11 ----------


А юный Леонид Потапович, стоя на пу­тях, смотрел сцепке оживших паровозов вслед. Смотрел и не знал, что через пару лет его движение продолжится в паровозной тяге, что судьба приговорит его к жаркой топке и лагерям...

О том, как он попал на 501-ю, Ле­онид Иванович не любит расска­зывать. Лишь поясняет: "По малолетке". Да и не важно, за что именно его осудили, ведь, чтобы попасть на "сталиику", дос­таточно было совершить незначительный проступок. Итак, первые дни семнадца­тилетнего парня на 501-й стройке в его собственном описании:

"Я пришел на паровоз "ОВ" — "Овеч­ка". Он встретил меня шипением пара, запахом масла и угольной пылью. Так сбылась мечта детства - я стал кочега­ром... Бригада наша состояла из трех че­ловек — машиниста, помощника и меня, хозяина топки. Жили мы в теплушке, при­цепленной к паровозу. Паровоз и вагон-теплушка были одним целым. Куда па­ровоз, туда и наш дом на колесах.
Работали мы в основном на маневро­вых работах. Развозили питание, одежду для заключенных паровозных бригад, что работали в карьерах.


А еще раз в де­сять дней мы подцепляли вагон-лавку для вольнонаемных - и в путь, на построен­ные участки дороги ".
У тех, кто хотя бы раз добирался поез­дом от Сейды до Лабытнаног, этот рассказ вызовет улыбку. Уж больше полувека ми­нуло, а вагон-лавка, учрежденная лагер­ным начальством, бегает до сих пор. Будто цивилизация обошла эти края стороной. Будто здесь, как и в те далекие времена, все иначе...

Свой "Ов" они утопили в тундре, в болоте, трясине. Всего на скорости 10 км в час. Полотно и шпалы подмыло, рельсы разошлись, и паровоз плавно сполз на бок в болото. Теплушка чу­дом устояла на рельсах, оборвав руч­ную сцепку. Спасти паровоз не было ни малейшей возможности - кругом трясина... Потом пришла команда зэков, проложила ветку вокруг "утоп­ленника" , и побежала дорога рядом с "мертвой Овечкой". Проходившие мимо паровозы гудком приветствова­ли могучую груду железа.
Пришла зима. Лед сковал болото. Бригада взрывников, подобравшись к "Овечке", взорвала ее. Вновь приехала бри­гада зэков и переложила рельсы на пре­жнее место...

---------- Добавлено в 20:30 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:17 ----------

В ту зиму бригада Леонида Потаповича работала на паровозе серии "Л" — "Лебедянке". Это был самый распространенный грузовой локомотив новой постройки. Ма­шина эта была исключительно легкой и лучше всего подходила для хлипких путей 501 -и стройки. Впрочем, это не уберегло ее с бригадой от опасных приключений. О них Леонид Потапович рассказывает так:

"На подъезде к перевалу Уральского хребта нас застала сильная пурга. Остановиться нельзя - занесет. Еле пробились мы через полу­станок Подгорное* и двинулись на станцию Вор-га. Пурга заносит рельсы. Отцепляем состав, бро­саем его на перегоне. Кругом ничего не видно, ветер сшибает с платформы. Даже паровозный гудок чуть слышен: ветер уносит его в горы. Про­биваемся налегке: паровоз и теплушка. Связи со станциями нет, не знаем, что делается на путях впереди. Остановиться нельзя — это смерть па­ровозу. Разморозится котел, трубы... И мы мо­жем замерзнуть, если потушить топку.

Подъезжаем к Ворге, даем гудок, требуем путь к станции Лабытнанги. Но оказалось, нет нам дальше пути. На путях станции Ворга стоят два состава с паровозами. Их замело окончатель­но. Принимают нас на главный путь, и мы зас­треваем в снегу у здания станции.
На маленькой станции собралось 18 человек. Селектор не работает, связи нет. Решаем, как спасти паровозы. Решили у двух спустить воду с котлов, а наш третий, как более новый, залить водой до нужного уровня. Перенести мешками уголь, ведрами воду с других паровозов и заста­вить жить нашу "Лебедянку"...
Мы знали по опыту, что пурга будет не один день. Значит, надо готовиться к худшему. Наносили воды, угля...

К нам на Воргу прибилась из пур­ги опергруппа из трех человек. Это были ребята из охранного баталь­она, который искал беглецов-за­ключенных. На стокилометровом пути пятьсот первой стройки еже­дневно кто-нибудь бежал. Опергруппы постоянно дежурили на станциях, полустанках и перегонах. Бывало, бежали бригады и целые лагеря (1949 год). Если бежали оди­ночки, опергруппы их ловили. Если бежали большие партии зэков, то опергруппы прятались от них в го­рах. В основном в бега шли солда­ты и офицеры, прошедшие с боями всю войну, прибывшие из Германии и имевшие 15-20 лет срока. За что сидели? Кто за изнасилование немки, кто за мародерство – взял у немцев кое-что из одежды для отправки домой, кто за политику, кто за драку, а кто и за любовь... А еще на Воргу занесло пур­гой аборигена на собачьей упряжке. Он тоже решил отсидеться в тепле.

В этой местности жили, кочуя со стадами оленей, множество аборигенов: ханты, коми, ненцы... Стройка встряхнула их и заставила многих уйти дальше в тундру В то время еще были князья с большими стадами оленей, они прятались от советской власти и не хотели орга­низовываться в артели и совхозы. А власть не могла найти их, ибо вертолетов не было: полгода день, полгода ночь. У аборигенов много дорог, а у власти одна: «железка»...
Семь дней бушевала пурга. Мы съели все продукты. Стали трясти, у кого, что есть в теплушках. Абориген зарезал двух собак и в пищу. Ничего, можно есть...
Все обитатели Ворги перезнакомились, рассказали про свою жизнь, кто за то сидит и кто кого ловит... Оперативники нудно жаловались зэкам на свою жизнь. Их можно понять, здесь ведь не курорт. Были случаи, что конвой на вышках от тоски кончал жизнь самоубийством.
Абориген на ломаном русском языке поведал нам, как он ловил беглецов-заключен­ных и получал за это огненную воду (водку или спирт), соль, сахар...

Но вот кончилась пурга. Только маленькая поземка еще клубилась. Абориген запряг своих собак и тихонько уехал. Несколько человек вышло на поиски пищи. Пища — это куропатки. Их, погибших в пургу, было множество. Ударяясь о провода на столбах, они падали в снег... Благо, что на Ворге была собака по кличке Зэк, она быстро находила под снегом дичь и своим паем давала знать... Принесли мы несколько мешков птиц, замерзших, как камень, и в печь... Продержались мы на этой пище два дня. Потом к нам пробились на трех оленьих упряжках нен­цы. Их снарядило железнодорожное началь­ство. Они привезли нам продукты. Ненцы со­драли с трех оленей шкуру, мясо отдали нам, а голову, потроха и шкуру забрали себе - для собак. Еще они сказали нам, что сюда идет по­мощь, что в дороге нашли трупы двух замерзших заключенных. Ненцы уехали, а вместе с ними и наша опергруппа. Оперативники надеялись по­лучить отпуск и медали за мертвых беглецов...
А еще через день докопались до нас несколь­ко тысяч заключенных из ближних лагерей. Очистили от снега перегоны, станцию, парово­зы и составы. Связисты наладили связь. При­шел снегоочиститель, а за ним на дрезине на­чальник железной дороги полковник Пудов­кин. Пудовкин объявил всем благодарность за спасение паровоза: вольным премию, заключенным пообещал дать побольше зачетов – день за три, и так за целый год...»
 

Вложения

  • 39.2 KB Просмотры: 0
  • 57.2 KB Просмотры: 0
  • 88.6 KB Просмотры: 0
  • 118.7 KB Просмотры: 0
Последнее редактирование:
#51
В те далекие годы все было иначе. Мед - слаще, кровь - гуще, дороги - длинней.
В те далекие годы нельзя было останавливаться на достигнутом, нужно было проявлять себя снова и снова.
В популярной песне тех лет пелось: "Нам ли стоять на месте..." Вот Потапович и не стоял. Отвоевав с бригадой жизнь своей "Лебедянке", лишь пот со лба утер. А потом зацепили они два замерзших на Ворге паровоза и пово­локли их в Лабытнанги. Ехали как в тоннеле — кругом сугробы метра по четыре, да еще мертвые паровозы тор­мозят "Лебедянку"... Перевалили хребет — и вот он, опасный спуск к станции. Здесь смотри не зевай! Здесь остаток воды в котле, когда паровоз клюнет носом, всей массой потянет машину вперед, под уклон. Сзади на­валятся прицепленные паровозы, и тогда никакие тормоза не помогут - улетит состав в улавливающий тупик, разобьется вдребезги.

Если спускаться к Лабытнангам неосторожно, не поможет даже двой­ная тяга (два паровоза в работе). Не помогут и башмаки на рельсах, уж очень опасный этот спуск!

На памяти Леонида Потаповича случай, когда разбился состав с гру­зом щебенки. А ведь машинист учел, казалось бы, все: проверил тормоза, дал в котел побольше воды. Ждал вто­рого паровоза, но не дождался. Ре­шил спускаться сам. Решить-то решил, а сменную бригаду в теплушке не пре­дупредил. И зэков с платформ не сса­дил. Поэтому, когда платформы по­шли юзом, когда тормоза истаяли в вихре искр и состав вдруг набрал ско­рость, машинист заочно умер. Он лишь вцепился в рукоятку свистка и гудел без остановки. На составе нача­лась паника. Кто посмелее, сиганули в одних кальсонах из теплушки, потом зэки посыпались с платформ. А те, кто спасовал, держались мертвой хваткой за поручни. Были там и зэки, и конво­иры... Разбуженная гудком станция ожила. Стрелку перевели в тупик. На огромной скорости состав врезался в ограждение. Кто остался на платфор­мах, полетел над клубами пара, над искореженным паровозом. Почти все они погибли или покалечились...

Позже нашли машиниста с руко­яткой парового свистка в руке, он был мертв и изуродован. Почему он не выпрыгнул? Очевидно, побоялся от­ветственности. Он был осужден вме­сте со своей бригадой по указу от 1947 года. Продал налево несколько меш­ков угля...
Вот по такому спуску прошел со­став с бригадой, где кочегарил Потапович. Все обошлось, видать, смерть вздремнула...

Спустя много лет Леонид Ивано­вич вспоминает наиболее яркие мо­менты, свидетелем которых ему до­велось быть на 501 -и стройке:
"Помню, как пустили по обскому льду, по рельсовой дороге паровоз. Специалисты подсчитали, что лед должен быть 70-80 см. При этом дол­жен лежать на воде. От Лабытнаног до Салехарда несколько километров по Оби и пойме. Уложили бревна, залили водой. Уложили шпалы, рель­сы, тоже облили водой. Мороз сковал это сооружение. Тогда стали гото­вить самый легкий паровоз —"овечку" и паровозную бригаду. Приехали начальник строительства 501-й стройки генерал Барабанов и началь­ник железной дороги полковник Пу­довкин. Решили вольнонаемных на паровозе не посылать, только заключенных... Притом объявили, что кто будет на паровозе, тот получит дос­рочное освобождение. Конечно, при таких условиях желающих открыть путь по льду было много. Отобрали лучшую бригаду. Отцепили от "овеч­ки" вагон-теплушку.

Все готово, паровоз медленно спус­кается на берег, на лед реки Оби, рель­сы и вся ледовая конструкция выгиба­ется, дышит, лед трещит, уплотняется под тяжестью паровоза. Увеличивает­ся скорость: 5-10-15 километров в час. Рядом по зимнику движутся ма­шины со специалистами, водолазами из ЭПРОНа и, конечно, начальство. Все наблюдают за паровозом и железно­дорожной веткой. Смотрит и вторая паровозная бригада этой "овечки", на­блюдают, как их товарищи уезжают на свободу или на смерть.
Множество народу собралось на проводы первого паровоза. Партий­ные работники городов Лабытнанги и Салехарда, работники МГБ и МВД, вольнонаемные и зэки, жители двух городов.

Одни говорили: "Утонет", другие: "Нет!"
Когда Стефенсон пускал свой пер­вый паровоз, одна высокопоставлен­ная дама стала упорно твердить:
— Не пойдет, не пойдет!
Но вот паровоз пошел, тогда онаеще громче стала кричать:
— Не остановится, не остановит­ся!..

Через пару часов задним ходом вернулся паровоз. Зацепил два ваго­на — и в путь. Целый день "овечка" возила по три-четыре вагона, а потом и до десятка.
Начальник строительства побла­годарил паровозную бригаду, сказал, что они свободны. Только попросил их до навигации поработать вольно­наемными.
Спросили у машиниста, страшно было или нет. Он ответил, что просто жутко было. Лед уж больно скрипел под рельсами, видимо, опускался на воду. А за второй, третьей ходкой все нормально стало, привыкли...
Весной, когда стал таять лед и дол­жен был начаться ледоход, рельсы сняли, а шпалы и бревна ушлисольдом. И началась паромная перепра­ва, где тоже тонули паромы, баржи, буксиры. А Обь, если разбушуется, что море..."

Кстати, по рассказам Леонида Потаповича, кочегаром на этой "овеч­ке" был заключенный по фамилии Ленин. Когда приехал он в лагерь, вызвал его начальник лагеря и гово­рит: "Ты заключенный, и тебе нельзя позорить имя вождя. Пиши заявле­ние в Верховный Совет РСФСР. Пусть поменяют твою фамилию".
Прошло несколько месяцев, вызывает Ленина оперуполномоченный по режиму, а по-простому - кум, и говорит: "Теперь ты не Ленин, а Лу­нин, Президиум Верховного Совета удовлетворил твою просьбу".
Но, что интересно, когда освобож­дался Лунин, документы ему выпи­сали на имя Ленина. Оказывается, на­чальство никуда не посылало его за­явление. Так и отсидел Лунин свой срок и Лениным уехал домой...

Однажды, когда бригада Пота­повича ставила свой паровоз на ремонт, Леонид Иванович увидел до боли знакомую машину. Паровоз "ФД", тот самый "утопленник", поднятый эпроновцами со дна моря. Тот самый, который в шторм пришлось тащить до порта... Не веря своим глазам, наш герой пошел к ре­монтникам, попросил паспорт маши­ны. Ну точно, он!
Наверное, это и была та самая точка, в которой сошлись морские воды, железные пути, судьбы людей и машин. Как бы там ни было, но именно здесь, в депо, после встречи с воскресшим "ФД" Леонид Иванович обрел главный интерес в своей жизни. Он стал изобретателем-рационализа­тором. Случилось это по-буднично­му просто. Увидел токарный станок, попросился из кочегаров в металлис­ты. Его приняли на новое место рабо­ты...

Вот вы думаете, кто первым на Ямале освоил производство утюгов? Город Ноябрьск? Ничего подобного! Изготовителем первого ямальского утюга стал наш герой. В то время в округе утюгов катастрофически не хватало. Покумекал Леонид Ивано­вич и стал вытачивать утюги из чу­гунных тормозных колодок. Первым покупателем стала проводница ваго­на начальника железной дороги Пу­довкина. А потом производство было поставлено на поток. Утюги сдавались в вагон-лавку и продава­лись всем желающим...


Сейчас наш герой живет в городе Минске. Теперь он носит гордое зва­ние "Заслуженный рационализатор Республики Беларусь", председатель республиканского Совета новаторов.
Такая вот, не сломанная 501-й стройкой, судьба. Судьба эпохи, ког­да все было иначе.

//Редакция "КС" благодарит Ивана Палагнюка (г. Надым) и окружной архив (г. Салехард) за предоставленные фотоматериалы."

* современное название станции Подгорная - Харп.
 

Вложения

  • 108 KB Просмотры: 0
  • 82 KB Просмотры: 0
  • 91.1 KB Просмотры: 0
  • 160.9 KB Просмотры: 0
Последнее редактирование: