«Почему в самолете так близко стоят кресла? Ноги выпрямить  невозможно! В автобусе и то удобнее!» - такие претензии периодически  высказывают возмущенные пассажиры. Действительно, шаг кресел в самолетах  российских перевозчиков не всегда позволяет путешественникам  расположиться с комфортом. А ведь  слишком малое расстояние между сидениями пользы авиапутешественникам не принесет.  Подвижность в полете и так ограничена, а если долгое время не менять  положения конечностей, они затекают. И здесь уже недалеко и до нарушения  кровообращения. Конечно, наилучшим выходом был бы полет в  бизнес-классе. Но «личное пространство пассажира» и там может оказаться  не очень большим. А есть ли способ узнать, каким оно должно быть в  идеале? 
     Приобретая подержанные воздушные суда, та или иная компания  переоборудует их под свои нужды, поэтому расстановка кресел в салоне  может отличаться от стандартной схемы. Но, независимо от того, какому  российскому перевозчику принадлежит самолет, компоновка салона должна  соответствовать отраслевому стандарту. Этот документ определяет  условия воздушных пассажирских перевозок. Он так и называется: «Система  качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом.  Пассажирское, бытовое и вспомогательное оборудование. Общие технические  требования».  
      По действующему стандарту дистанция между креслами зависит от условий использования самолета.  Если он задействован только на местных линиях, в рейсах не дольше двух  часов, шаг кресел в экономе классе должен составлять минимум  750 мм.  Самолет выполняет внутренние рейсы длительностью более 2 часов?  Минимальное расстояние между сидениями нужно увеличить до 780 мм. В  бизнес-классе шаг кресел в обоих случаях составит 900 мм.  
     Когда речь идет о судах, совершающих магистральные рейсы  продолжительностью до трех часов, сидения в экономическом салоне должны  располагаться не ближе 810 мм. А в самолетах, предназначенных для  магистральных рейсов дольше трех часов, расстояние между креслами должно  составлять минимум 870 мм. При этом у пассажира должна быть возможность  свободно пользоваться столиком, ремнями безопасности и другими  дополнительными устройствами. 
     В бизнес-классе на любых магистральных рейсах сидения должны располагаться не ближе 960 мм друг от друга.  
     Также стоит заметить, что в салонах повышенного комфорта должны  стоять пассажирские кресла с расстоянием между подлокотниками не менее  470 мм - для бизнес-класса и не менее 500 мм - для первого. Угол наклона  спинки сиденья - не менее 45 градусов. 
     Во многих самолетах кресло можно слегка передвигать вперед-назад,  как в автомобиле. Практически все сидения даже в эконом-классе  раскладываются, меняя угол наклона спинки. Кресла в бизнес-классе часто  снабжаются электромоторами или гидравлическими приводами с  выдвигающимися шторками для спинки и ног. 
     О том, насколько удобно будет лететь, путешественники могут узнать заранее. Согласно  Федеральным авиационным правилам, действующим в России, любая  авиакомпания обязана предоставить пассажиру подробнейшую информацию о  рейсе и условиях обслуживания в полете. Это относится и к таким  параметрам, как шаг кресел. Данные о рейсах и обслуживании часто  указываются на сайтах авиаперевозчиков. Если же вы не нашли там  интересующей информации – смело отправляйте электронное письмо с  запросом или звоните в представительство компании. 
     Все ли воздушные перевозчики соблюдают отраслевой регламент? К  сожалению, теория иногда расходится с практикой. Чтобы увеличить число  мест в самолете, некоторые из них ставят кресла ближе, чем допускается  стандартами. Конечно же, пассажирам от этого комфортнее не становится,  ведь 70-80 см – это и так немного, а если «откусить» от этого  пространства еще 5 см… Страдают даже люди с небольшим ростом – что уж  говорить о тех, кто от природы 170 см и выше. 
     Есть простой способ проверить, соблюдаются ли стандарты авиаперевозок.   Если вам некомфортно сидеть и вы всерьез подозреваете, что компания  нарушает правила компоновки салона в свою пользу – просто проверьте шаг  кресел. Для этого