Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия, Франция) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций»). В последнем случае для исследователя-государствоведа проблема выделения полицейских органов в рамках государственного механизма может составить трудность, если используются другие названия полицейских служб. Так, в социалистических и некоторых бывших социалистических странах основной орган правопорядка сохраняет название «милиция»; во многих неевропейских странах органы правопорядка именуются по своему (название чаще всего дословно переводится как «стража», «охрана»). В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, свяанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).
В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его систему как составная часть, что подчеркивает значение полиции как проводника и орудия правовой политики государства. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного, обособленного министерства или ведомства.
вики